ПРОИЗНЕСЕННЫЕ ЗВУКИ

Голосовые звуковые передачи

Глава 7 « Ключ к Звукам » - доктор Бернар Орьоль
при сотрудничестве с Мэди Меспле

Какое удивление у пациента, когда он обнаруживает, что суть его звуковой терапии состоит в том, чтобы он пел, говорил слова, читал тексты перед микрофоном. Он был спокоен о мысли, что он будет зрителем более или менее внимательным к " специальным " музыкальным произведениям, и вот ему придется самому об этом позаботиться!

 

Первый результат этой практики – замечать, как спонтанно живое существо желает выражаться. Даже растение, в большей степени животное и, в высшей степени, человек испытывают потребность, в ряде случаев, переводить поведением, без какой-либо выгоды, некоторые потребности, желания или опасения, некоторые состояния. Это особенно выражено, когда речь идет о таких явлениях как питаться и, больше еще, воспроизводиться или защищать свою собственную жизнь и свою территорию. Живое существо может тогда стать соблазнительным или угрожающим, с помощью запахов, вкусов, изменения цвета, формы и, разумеется, звуков: свиста, шипения, шепот, жужжания, журчания, гудения, шепоты, бормотание, ворчание, крики, жужжания, щебетания, гудения, ворчание, изменения окраски и дыхания, стоны, хрюканья, рычания, овации, хныканья или оханья, жалобы, пронзительные крики, писков, мычания, курлыканья, вопли, рёва, трели и арпеджио, трески и хлопанья, шорохов, болтовней, вокализы и выступлений. Каждое существо говорит то, что оно хочет или то, чего оно опасается, но главным образом, подписывает своим голосом каждый мельчащий кусок послания. Его личность подтверждается в каждом произнесенном слове, он полностью сливается в каждом фрагменте своей речи [1] . Как это замечает Дао дэ цзни (Tao Te King), " новорожденный кричит весь день и не охрипнет ". Он выражается без остановки, не смешивая чувство вины в своих требованиях!

 

  Любое внутреннее состояние появляется наружу по некоторым признакам, ощутимым для окружающих существ. Эти признаки постепенно теряют простую роль последствия, чтобы становиться средством общения, которое автор сумеет регулировать, усиливать, замаскировывать, деформировать, и, в конце концов, это средство использовать тысячами способами в качестве языка, пользоваться этим как мысли. Иными словами нужно много мастерства, чтобы четко отличать растение от животного, и тем более зверь от разумного существа. Итак, было бы напрасно пытаться определить, в какой период младенец входит в мир языка: он снова создает для себя самого, по примеру всех других, схематическую дорогу, которая содержит длинные цепочки биологических форм в течение эволюции; он пользуется чисто вегетативными выражениями, он оживляется, переходит от шумов в крик, затем на вокалические игры, и будет упражняться позже в словах-фразах, до диалога и размышления.

 

Даже когда все тонкости освоены, разговорный голос не может существовать (кроме машин), не перенося целиком с собой, как слоистое покрытие, всую эволютивную картину, которая его построила! Иван Фонаджи (Ivan Fonagy) настоял именно на двойном кодировании, которое содержит этот голос, поскольку любое слово является одновременно и передачей лингвистического послания, сделанного из социально обработанных и частично произвольных символов, но, а также является паралингвистическим посланием носителя универсальной символики, потому что речь идет об эмоциональном действии. Существует даже (и это неприятно для программиста) взаимопроникновение этих двух путей, до такой степени, что переданное значение может стать двусмысленным, и доходит до своей противоположного смысла, в зависимости от интонации, жестов, и т.д.

 

Круг звук-голос

Ухо - существенная часть тела (Томатис)

 

Моро, в 1933 г., тогда ещё замечает что " когда присутствуют расстройства  в слухе, они есть и в голосе ". Томатис, в свою очередь, настаивает на кибернетической цепи, которая ставит голос под контролем уха. Он даже выдвигал аксиому, часто поддающуюся проверке, согласно которой человек способен правильно произносить, в рамках настоящего голосового действия, только частоты, которые он ощущает. Итак, произнесены звуки, когда не услышаны, не подлежат контролю, кроме того вызванного реакцией окружающих, и поэтому не могут быть предметом совершенства, как и рисунок слепого. Когда " пропущенные " частоты исправляются посредством слушания, голос тогда их вновь начинает издавать. Тонкие взаимодействия слушания и голоса дают возможность воспитания или восстановления одного другого, и наоборот. И не будем забывать об их тесных связях со всеми другими частями существа и энергиями, которые циркулируют в нем.

Мы уже кое-что знаем о слухе, и читатель не забыл все подчиненные мучения, которые наше поведение в целом (в большей степени на бессознательном уровне) вызывает. Мы заметили, что костное слушание, которое касается в большей части нашего голоса, может намного отличиться от воздушного слушания и зависит от индивида. Некоторые люди могут расстраиваться, если мы делаем какие-нибудь замечания об особенности их голоса, а именно те которые самым не нравятся. Если им помочь в восстановлении своих звуковых свойствах., и возможно их украшать, даже ими радоваться, по крайней мере, себя позволять их оценить, это значит им помогать возвращать или приобретать свою собственную человеческую личность. Ваш друг вас легко узнает по телефону, как только вы сказали " алло " в трубке аппарата: дело, в том, что в этом " алло", присутствуют вибрации ваших голосовых связок, продолжительность каждого звука, тембр их чередования, следы ваших резонаторов, их формы, их структуры, их динамика. Очень простое эмпирическое наблюдение позволяет (Barthélemy, 1984) тогда составлять следующий список:

 

Спокойный, размеренный, ясный, чистый и четкий голос человека навязчивого характера.

Приглушенный, вялый и усталый, едва слышимый голос личности, страдающей депрессией.

Плаксивый голос, требующий постоянно сострадание.

Детский, тонкий, хрупкий, умилительный или наивный голос существа нуждающегося в потребности материнской заботы.

Зычный, уверенный в себе голос, " всезнающего человека  ", не допускающий противоречия, и даже немного садистского характера.

Агрессивный голос, как самозащита слабого существа, и не очень уверенного в себе, которое боится не быть услышанным.

" Торгующий ", слишком любезный, и даже слащавый голос, возможно мошенника.

Соблазнительный, непринуждённый, чувственный, почти бесстыдный голос, и т.д.

 

 

 

 

 

Речь

Монолог

Диалог

Чтение

Конференция

Политическая Речь

Произношение

-

+/-

+

+

+

Темп

равномерный

изменяемый

специфический

равномерный

равномерный

длинный

длинный

короткий

короткий

Скорость

постоянная

изменяемая

постоянная

постоянная

постоянная

быстрая

медленная

медленная

Паузы

--

изменяемые

-

++

+++

Звуки

--

+/-

+

++

+++

Интонация

--

изменяемая

специфическая

?

+++

 

Мари Мерседес Видал (Marie-Mercédès Vidal) (1985 г.) попыталась характеризовать голос в зависимости от того на кого направлены слова: когда индивид, кажется, говорит для себя самого, когда он обращается к другому, когда он говорит для несколько людей, или для многих. Она создает, таким образом, таблицу, которая показывает, что один индивид предпочитает использовать одну из следующих форм выражения (монолог, диалог или публичная речь) в соответствии со своим эмоциональным поведением, более или менее неподвижный, особенно у субъекта с  патологическими напряжениями (невроз, наркомания, психоз, и т.д).

 

 

 

Мэди Меспле[3] подтверждает существование этих отличий, которые проявятся за пределами вероятного увеличения уровня громкости. При среднем объеме громкости, слушатель ощутит без затруднения, если говорящее лицо, обращается к десятым или к трем тысячам людям. В этом последнем случае, надо « " бежать за людьми ”; это труднее чем, если аудитория намного ближе ».

Информационные средства дадут, вероятно, возможность создать лучшую голосовую характерологию, построенную по образцу графологии. Иван Фонажи даже попытался создать основы такой науки. Стиль голоса, через частые и в чрезмерные повторения некоторых фонетических характеристик (окклюзии, ударения, замедление, и т.д.) или систематическое положение гортани (сокращение, например), вызывают у слушателя представление, предсознательным образом, о собеседнике и он может его идентифицировать. У экстраверта, и тем более у человека, который страдает маниакально-депрессивным синдромом, и в возбужденном состоянии, будет сильный и звонкий голос, в то время как интроверт, предрасположенный к шизофрении, или депрессивный субъект молчит или позволяет едва расшифровать свой голос, скрытый, оглушенный до мутацизма или расстройства артикуляции речи. Было бы так просто систематизировать экспериментально спонтанную интуицию каждому из нас, для того чтобы был строены термины " воксология ", " вокагномония " или ещё проще " вокагномия " или " воканомия "!

 

 

 Составляющие Воканомии  [по И. Фонаджи (I. Fonagy, 1983)]

"Анального " характера

" Уретрального" характера

"Полового " характера

" Напряженное " произношение

Расслабленное произношение

Четкое произношение, не напряженное, и не мягкое

Большая продолжительность окклюзивных звуков

Большая продолжительность фрикативных звуков

Тенденция к скатыванию буквы " r [r]"

Сжимание голосовой щели и глотка

Без сжимания

" полный " голос (нормальный гортанный звук)

Сильные атаки (окклюзивные, относящиеся к голосовой щели)

Без сильных атак

Сильные атаки со средней частотой (зависимой от пола)

Сильные звуки

Слабые звуки

Звуки средней интенсивности (зависимые от пола)

Ударения на смежных слогах

Редкие ударения

Звуки, распределенные гармонично

Звуки, перемещённые гармонично

Распределенные звуки

Многочисленные, бесполезные, длинные паузы

Малочисленные или очень короткие паузы

Хорошо распределенные паузы

Ритм стаккато, хотя не очень быстрый

Быстрый дебит

Средний дебит

" Угловая " мелодическая линия

Узкая мелодическая гамма

Довольно широкая, волнующаяся мелодическая гамма

Мелодия, зависимая от звуков

Монотонная мелодия

Ритм напряжения / ослабления в мелодии

 

Роли в опере распределяются в соответствии с характером персонажей: " Благородные отцы – низкие звуки (бас), они получают роли мудрости, власти, благородства, иногда жестокости. " Именно бас свойственный " Командору " интроверту в поисках глубокого внутреннего мира или отказа от внешнего мира. Баритоны с " голосом бронзы " выглядят как люди мощные, в расцвете сил. По словам Гленн Вайлсон, им свойственно обильные гормональные секреции (тестерон), они " лучшие любовники ", по сравнению с тенорами. Им приходится интерпретировать Донжуана. Тенор - молодой, горячий, экстраверт. Он сумеет быстрее любого другого трогать сердца, иногда с чем-то вроде героизма или манерности. Этимология слова нам напоминает термины " tenure " (держание),  " tenir ", (" держать "), а по латыни teneo и tendere, что обозначает напряжение, именно напряжение эрекции. Санскритский источник - tan: напрягать, растягивать, увеличивать, продолжать потомство, распространять (о словах). У теноров, присутствуют женские гормоны (эстрогены) немного больше чем у баритонов и басов. Больше еще, тенор-альтино (голос и певец), высшая церебральная или духовная точка, дает возможность человеку выразить превышение своего состояния сексуальной потенцией. Эта сексуальная потенция легко разгадать, в отличие от кастрата, который располагается в более острой звуковой зоне, и его источник - существо, лишено сексуального характера, ангельского, из другого мира, внеземного. Контральто, или голос и певица, упоминает зрелость женщины, как басовой голос упоминает голос мужчины. Контральто получают некоторые темные или роли зла, но и также успокаивающая мудрость матерей. Существуют контральто с относительно низким голосом и " с большим жизненным опытом ", проходя через “ горн ” страдания. Можно почувствовать в нем больше глубины и интериоризации, чем в более высоких регистрах. Голос находится почти в той же высоте что и голоса тенора. Тенор и контральто образовывают, таким образом, кое-что вроде пересечения систем " мужчин " и " женщин " с точки зрения голоса. Меццо символизирует женское переполнение. Слово означает "средство ". Голос плотский, признает и согласен осуществить желание этого средства. Сопрано – это совершенная милость и деликатность, невиновность, хрупкое, не так эротическое как два предыдущие. Но она может внушить также поверхностный характер болтовня, кокетство и обольщение. Подходит слово “ идеализация ”, так как это подразумевает слово, точно означающее близко " сверх ", выше.

К этой официальной типологии (Barthélemy, 1984, p. 36 sq.) добавляются более личные наблюдения: Мы согласные признавать, что характер баса не идентичен характеру тенора, что сопрано отличается от контральто, и т.д.. Две гипотезы, по крайней мере, доступны: один тип личности ведет к определенными морфологии и функционированию, которые приспособленные к определенной тесситуре (таким образом, мы имеем дело с воканомией); или наоборот, тот факт что мы поем часто тот или иной ролевой тип вызывает такие данные в характере: роль оставляет след на актере; тем более, что типы ролей всегда одни и те же, и это ещё как-то одно бесконечное повторение. Какой бы ни была тесситура певца, у него всегда присутствуют больше чем один регистр. В наилучшем из случаев, он может пройти с легкостью по всем этим регистрам, начиная с " стробаса (strohbass) " (крайне низкого), на грудной голос (низкий), затем на фальцет и до крайне высокого ("свисток "). Когда личность не очень знаток в этом деле, или что она пропускает тренировку, это вызывает затруднения в использовании одного или другого из этих регистров, и главным образом при переходе от одного к другому.

 

Мэди Меспле  настаивает на этой трудности, c которой сталкивается иногда интерпретатор  произведения Моцарта; « для того чтобы переходить с крайне высокого звука на крайне низкий звук, надо мысленно разрабатывать эти изменения и заботиться о положении гортани, об изменении дыхания, о положении тела и о диафрагме ». С точки зрения психотерапии и театра, упражнения, предложенные Рой Харт Театэ (Roy Hart Theater) заслуживают большое внимание, так как они намного способствуют возможности " снизить" или " поднимать " гамму, и затрагивают, таким образом, очень чувствительные пункты нашего существа. Можно их сравнить с древней практикой, которую нас передают некоторые мантры йоги и тибетский буддизм.

В соответствии с тем, что мы только что узнали о психологии различных голосовых тесситур и в противоположность тому, что предполагают, на первый взгляд, предыдущие главы, именно в " потолке ", это значит в верхней части тела, помещены низкие звуки, и в " полу " образуются высокие звуки. Чтобы перейти на высокие, нет необходимости думать" высоко, остро " и также чтобы спускаться до низких звуков, как нам говорит Мэди Меспле, « нужно действовать немного против природы: когда думаем остро, гортань пытается подниматься (и опускаться, когда думаем ‘ низко’; необходимо себе представлять противоположность, для того чтобы хорошо выполнять то, что хотим”. Дисфонии  могут быть - и очень часто - психического характера, показывая, таким образом, ингибицию (подавление) желания, особенно желания словного общения, и ощущения ожога, покалывания, стеснения на уровне горла и даже удушения. Эти дисфонии могут вызывать также бессознательную запрещающую силу, и последует неспособность индивида к говорению (он почти теряет " голос  "), возникают спазмы, сведения суставов, хрипоты, даже общая потеря голоса. Наконец, когда желаем и можем это осуществлять, но еще надо осмелиться, застенчивость проявится поспешностью темпа речи: человек запутывается и бормочет, голос слабеет или становится крикливым (Pommez, 1981). « Волнения в жизни приводят к напряжению в гортани, которая сокращается, становится ' жесткой '. В этом случае, зритель, даже если он не знает точно причину, и хотя певец или певица пытается его заставлять забывать свои проблемы, испытывает смутное недомогание ». (Мэди Меспле).

 

Также, для Томатиса (1987), любое страдание певца передается зрителю, который испытывает больше чем туманное недомогание: если он восприимчивый, он входит " в шкуру " того, кого он слушает и страдает вместе с ним, физические или психологические неприятности. " Возникает между ними (...) либо чувство симпатии и блаженного состояния, либо отталкивания под видом антагонизма, который, в самом деле, является средством автоматического защитного действия. " У Ла Кала, возникали проблемы с голосом во время проблем с Онассисом, а у Режины Креспена были также такие затруднения в связи с сентиментальными проблемами.

Педагог Эдуард Сеген, с 1846 г., делает аналогичные замечания: « внимательность учеников, их любопытства, их интеллектуальной стимуляции не могут быть успешными, если голос хозяина глух и без тембра, если произношение ошибочное и вязкое, если выбор слов несоответствующий, носовой, немой, длинный, монотонный ». Ива Бартелеми (Yva Barthélemy) настаивает также на частоте дисфонии во время праздников или до каникул, когда одиночество становится очевидным вместо радости в коллективе. И тогда ворчат: " Как ненавижу воскресенья "...

 

Связи между функционированием тела и пением разнообразные: пусть речь будет идти о соотношениях между слушанием и сомы, или о взаимодействии между мышцами, которые напрямую участвуют в голосовом действии, и менее тривиальными мышцами: дыхательные и статическими, не говоря о внутренних или нейровегетативных влияниях. Нужно добавит к сомато-звуково-психическим и психо- звуково-соматическим взаимодействиям, образующим систему между слуховым функционированием и психомоторными действиями, знакомые нами связи между жестом и словом, пением и физическим действием: пение марша солдат, тяни!, давай! у рабочих, детские считалки, и т.д.. Существует также сочетанное действие между смыслом ритма и " вибрато " (cf. Barthélemy, 1984), и преувеличение такого действия приводит к " дрожанию голоса " у старых людей. Лирический певец воспроизводит вокруг предназначенной частоты, более легкие вариации (ниже 1/2 тона), и это может казаться, что его тембр лучше становится,  интерпретация разнообразной, сольфеджио точнее, такое, как оно было придумано композитором. Эта практика вибрато вышла из моды, и привлекательна только, когда речь идет об очень умеренном, естественном вибрато, связанном со стилем деятеля. Мэди Меспле не советует его освоение своим ученикам и даже жалуется, что ученики преданы к этому вибрато не могут с ним расстаться.

 

 

Круг звук-слушания

Слушание, как все перцептивные процессы, устанавливается, приобретает структуру, развивается и созревает согласно запечатлению и моделированию, которое ему передает физическая и социальная среда. Индивид ждет бессознательно некоторые звуковые образцы или даже некоторые физические характеристики звука, в то время как он становится нечувствительным или невосприимчивым к другим. Существуют случаи частичной глухоты, и среди них, некоторые чисто функционального характера. Мы знаем как действовать на некоторых расстройствах слушания: повторением, обучением, общая психо-динамическая эволюция (связанная, например, с аналитической способностью), и т.д.

Если вы попробовали говорить или петь в комнате " где нет отражения эха " в акустической лаборатории, вы почувствовали бы, вероятно, сложное волнение. В этой эмоции присутствуют фрустрации, как если бы какая-то часть из вас испарилась, становилось бы даже трудно разобраться в мыслях, и некоторые люди почувствуют сильную тревогу. Дело, в том, что это место нам ничего не говорит, не отвечает на наши слова никаким способом, в то время как каждое место нашей окружающей среды выдает свою структуру своим способом отражения, совсем как каждый индивид опознает свою личность, когда он говорит... Я не помню, если Робинсон Крузо украшал свое одиночество пениями, но это было бы средством минимального диалога... С этого выделяется, с точки зрения практичной практики, вокального " нарциссизма " от того, кто пользуется зеркалом: что бы там ни было, эхо говорит о месте, где событие происходит. Он выделяет территорию динамично и практично (волки знают об этом), совсем как запах, один для того и другого, границу, которую нельзя пересекать. Эхо превращает обычное место в знакомое, напоминает, что оно - мое, что я " на знакомой местности ", в " своем родном месте ".

Нарцисс (миф) нуждается в водной поверхности или в зеркале, ему нужно желание другой половины, для того чтобы верить, что он единственный, и погружаться в неё. Эхо (миф), первичное одиночество, целостность разбита желанием (Пана). Тогда, она может быть разделена, но остается убиквитарной. Она является всегда повторением, и чем источник значительный, и тем она звонче. Возможный выход из положения для Нарцисса, который не может сдаться, не заставляя звучать свой голос, и обязательно должен петь гимн богам. Нет ли в этом сходства  с индусским богом Еката? Он привязан к Двита и Трита. Этот последний был брошен в колодец, от которого он испытывает жажду двумя первыми (семиотики в этом разберутся!). Мы можем также найти сходство между  Нарцисом и Нара-Симха, и не только что касается голоса. Этот последний, это человек-лев, побеждающий  противоречивые понятия, сильный и смелый, спасатель мучительного видения мира, даже если нужно себя пожертвовать депрессией.

 

Применение аппаратов модификаторов звуков (A.M.E .), и повторных электронных фильтрований, позволяет некоторую увертюру (см. главу 8), полезную и очень часто необходимую: искаженное авто-слушание (особенно относительно костной проводимости) может намного нарушить точность передачи, в том числе у талантливого и тренированного певца. Но, после " стандартной " работы восстановления, воспитания слуха, о котором мы уже говорили (фильтрованные звуки, обратное фильтрование), могут остаться неизлечимые проблемы со слухом. Что делать тогда? Продолжаться? Начинать все заново?

 

Один способ состоит в том, чтобы пытаться " форсировать проход ": если, например, человек оказывается глухим или плохо слышит в частоте 1 000 Гц, можем пытаться - иногда успешно - форсировать. Речь не идет о том, чтобы ему давать послушать залпы чистых вибраций или вобуле звуков, но наоборот усиливать, в доступном отрывке музыкального произведения, диапазон частот (сосредоточенный на 1 000 Гц в этом случае). Мы наблюдаем очень часто " восстановление " расстройства, которое оказывается не так глубоко укоренено, относительно поверхностный и легко излечимое. За то, случается, сопротивление или даже усиление расстройства при применении такой практики, принятой как более или менее как агрессивной. Можно "сопровождать " тогда этот отказ и предлагать парадоксальное лечение (" гомеопатический " так сказать). Такое лечение предполагает предписание прослушивания музыки, из которой можно удалить инкриминированную аудиометрическую зону: в нашем примере, проведем режекцию полос вокруг 1 000 Гц (например, от 750 до 1 500). Тогда можно заметить постепенную гармонизацию слуха. Мы можем сочетать оба способа, используя откидной аппарат модификатора слуха, таким образом, что высокие значения проходили через фильтрование и низкие интенсивности подвергались обратное фильтрование. Если аппарат это позволяет (стенд фильтров, сверхчувствительные эквалайзеры), то, этот способ может быть применен для несколько частот одновременно.

 

Однако, искажения остаются такие же для много людей, пока ограничились на " пассивное " назначение звуков. Можно заменить тогда музыку-источник голосом самого пациента. Голос отражается через каску аппаратов модификаторов звуков в то время как он произносит речь перед микрофоном. Говорят о некоторых людей, что они " любят слушать собственную речь ". В действительности, это так для большей части из нас, к счастью. Никто, кажется, не сумеет впрочем, избежать слушания своего собственного голоса, так, что эффективность стимуляции очень высока с применением этого последнего способа. Странное явление усиливает силу этой звуко-слуховой среди: в то время как прослушивание текстов или пения, вызывает редко заметные реакции сонливости, повторение пациентом звуков, насыщенных гипер-высокими частотами (повторение слов со свистящими звуками, сибилянтами, такими как [с] (S) или [ш] (CH), под фильтрованием верхних частот), вызывает почти всегда у участников зевание, иногда неудержимо и многократно. « Зевание позволяет великолепно расслабить горло, поднимая мягкое нёбо; все становится мягким, большим, легким. Перед спектаклем, растягиваются, для того чтобы зевать, чтобы освобождать тело и горло, чтобы ' смягчиться'! » (Мэди Меспле).

 

Вытягивание с зеванием, рекомендованное в конце сеанса йоги хатха (hatha), было бы очень полезно для певца перед упражнениями вокализ. Существует, возможно, добродетельный круг между слушанием голосовых обертонов, вытягивание с зеванием, и психическим ослаблением, ослаблением напряжения мышц глотка и груда, прекрасным голосовым звуком. Проводятся исследования для того, чтобы определять полезность пения для людей страдающих болезнью Паркинсона: действительно, им трудно растягиваться и нейро-физиологические системы зевоты нормализируются у них только когда с помощью лечения, смягчаются их неврологические симптомы.

 

Если будем изучать Информационный Банк о Действиях Медикаментов (BIAM), в поисках воздействия " зевоты ", то найдем как не странно только одно средство, а именно: лидокаин и группы лидокаина. Это средство применяется главным образом в качестве местного или зонального обезболивающее средство. Единственное его указание общего характера применятся в кардиологии (фибрилляция желудочков сердца). Но отметили также, что это лекарство активно действует против мигрени. Между тем, существуют другие средства генераторы зевоты, именно пирбедил (pirebedil) (тривастал, предписанный при лечении болезни Паркинсона), а так же скополамин (scopolamine) (скоподерм, использован против рвот при укачивании).

 

Вероятно этот эффект ещё больше заметен когда у человека недостаток сна, и он может появиться и в отсутствие такого недостатка. Молодые школьники зевают намного чаще в подготовительном классе, чем в детских садах, даже если продолжительность сна аналогичны (Koch, 1986). Но тут, разница в том, что появляется большое принуждение, направленное на ребенка, чтобы он сконцентрировал эффективнее свое внимание, и это тормозит его спонтанные движения, приводит к абстрактной деятельностью и символизации, вознесенной на высший уровень. Зевота может быть вызвана усилием организма для растягивания, ослабления и расслабления органов, участвующих в этих действиях и в этой символизации: органы речи, слов, голоса. Оттуда характер, настолько локализованный этого " попеременного напряжения мышц ": потребность сна, приобретая общий характер и распространяясь во всех мышцах тела, в особенности в мышцах гравитационного типа. Так объясняется то же явление в конференц-залах, в то время как оно реже наблюдается в кинозалах, где можно заснуть, давая волю расслаблению всего тела.

 

Это явление имеет сходство с другим явлением, но симметричен ему, а именно, облегчающий эффект на голос, точнее, добровольные упражнения зевоты, который констатирует Ива Бартелеми (1984 г.). Так образовывается добродетельный круг, где зевота благоприятствует правильной передаче, авто-слушания которой вызывает лучшее ослабление и голосовой системы, и лучшее качество вокализации. Можно ещё детализировать это последовательность, ссылаясь на Жалену Кремпотика (Jaléna Krempotic): нервные импульсы, управляющие мышцами, которые придадут форму звуке (губы, язык, челюсть, глотка) достигают точки назначения быстрее, чем стимулы, предназначенные для самих голосовых связках. Порядок явлений следующий: внутренняя речь→ подготовка к принятию положения слушания→ мышцы артикуляции→ голосовые связки→ прослушивание результата→ сравнение с целевой внутренней речью, и т.д. Принять положение слушания, располагаться в направлении звука, который собираемся атаковать, существенные этапы. Если звук должен быть высоким, надо готовить свое дыхание, мягкое нёбо, давление атаки; « это - как готовить оправу украшения, перед тем как  вставлять туда драгоценный камень » (Мэди Меспле).

Некоторые люди испытывают массивное затруднение, даже непреодолимое сопротивление, когда нужно переходить с пассивной фазы звукового лечения на его активную фазу. У них нет никакого желания услышать свои собственные звуки, или скорее ожесточенно противятся такому желанию; они ведут себя тогда немного как страдающие анорексией - отсутствием аппетита, которые настолько строго соблюдают режим питания, что тело страдает отсутствием пищи! На первый взгляд, это может быть связано с действием бессознательных импульсов направленных на пассивность или активность, но также отражает неспособность присваивать себе самые интересные воздействия предложенных акустических фильтрований. Речь идет о собственном настоящем голосе (часто скрыт под господствующим и искаженным костным слушанием), и о его мелких составляющих (в частности те, которые связанны в какой-то степени с верхними частями нашего организма и их " ответственной ролью ") (см. главу 12).

 

 

Голосовые методы

Открывать уши

Наша песня соответствует тому, что мы слышим от этого пения. На основе этого, Б-А-БА хорошего пения находится в разнообразности слушания, в степени четкости, тонкости. Существуют средства для продвижения в слушании: такое, как жизненная ранняя музыкальная ванна, и, даже начиная с внутриматочного времени; посещение концертов; игра на одного или нескольких инструментов (пианино, скрипку, и т.д.), постоянное посещение сольфеджио, наслаждение танца, слушание птиц и шумов природы, ежедневные пребывания в тихом месте и в местах отдыха.

 

«Также, важный факт для человека сцены – как это делают спортсмены высокого уровня – ссылаться на чемпионов прошлых времен: слушать других вживую или с помощью записей, замечать то, что они успешно делали и то, что не надо делать, и т.д. Выигрываем таким образом много времени! » (Мэди Меспле).

 

Помимо этих распространенных средств, существуют ценные, иногда незаменимые " технические " методы, разработанные Альфредом Томатисом: обучение слушания под аппаратом модификатора слушания, и особенно " электронное ухо ".

 

 

Экономия дыхания

 Существует тенденции к путанице перемещений в вибрациях (они изменяют прилегающие местные давления), с воздушным перемещением. Мы себе представляем, что " все в дыхании ": чем больше наше желание быть услышанными, и тем больше полагаем, что надо надувать, толкнуть воздух, орать. В таком случае, голос уже теряет  " эфирное" излучение из горла. Речь идет о наихудшей анальной концепции, которая из этого делает просто испускание вещества. В лучшем случае, это фаллический, мощный, победоносный крик Тарзана или исключительный, потрясающий, психоаналитический лечебный крик, устрашающий и болезненный.

 

Лучше было бы определять голос как " кастрацию " дыхания, тонкое превращение. А не только испускание воздуха, " ветра " с верхней части тела, тот же ветер, который от нас вырывается, когда кричим (от страха, радости, боли, наслаждения). Можно добавить также разнообразное выражение, с помощью которого пение, освоенная мелодия, позволяют певцу общаться с публикой. Ива Бартелеми нас утешает, когда она утверждает: " Суть хорошего певца не в большой возможности легких; дело именно в управлении дыханием". Для того чтобы управлять дыханием, необходимо уметь вдыхать, и также учится главным образом вдыхать " слабо ".

Эта фаллическая сублимация, голосовое искусство того, кто владеет " красивый орган ", впрыскивает реальную возможность общения через мелодию. Она вызывает эмоциональное выражение, позволяет его оттенить, модулировать, сказать много и без слова. Как, например, сказать каждому то, что его уши могут услышать, то, что принадлежит собственному регистру[4], внутреннему, в общественном месте. И тайна этой исповеди будет храниться, однако: мы вибрируем только нашими собственными вибрациями по мелодии нашего соседа. Но мы не войдем в его поле, которое хранит пламенеющий ангел его субъективного мира. Таким образом, надо отличить голос от языка, так как в речи входит разбиение слов, опираясь на эту возможность " звучания мелодии ". К тому же, этот шаг требует, согласно Дольто (1982 г.), " кастрацию ", устранение желания кусаться. Открывается, таким образом, доступ к слову, к символическому общению. Индусский миф Еката, Двита и Трита[5] предполагает, что освоение голоса в даре речи не может совершиться без отказа намерения достигнуть всей правды (Лакан (Lacan, 1975b), напоминает, что можем, это сделать только на половине). В практике, нужно избегать любого (анального) стремления к " толканию ", к форсированию. Понятие « толкать » намного отличается " от понятия « поддерживать »: речь идет только о хорошо распределенном давлении воздуха, " управляемом ", и это не обязательно чрезмерное, взволнованное, плохо контролируемое, жестокое давление. Тут, нужно " снизить " центрацию дыхания: новичок в этом думает что спускается, в то время как он не недостаточно это делает!

Вздувается грудная клетка, а затем выпускаем воздух только движением диафрагмы (Bunch, 1982). " Нет необходимости бросать воздух с давлением ", лучше стоит его дистиллировать умеренно и медленно, тихо, сохраняя расширение брюха. Необходимо получать минимальный объём с постоянным давлением голосовой щели (Scotto di Carlo, 1991). Певец может брать пример у трубача, который дышит снизу, больше назад, чем вперед: надо мобилизовать низ грудной клетки в ее нижней и задней части, так, чтобы учитель, сзади и с руками плашмя, немногое выше пояса своего ученика, ощутил четкое отодвигание, демонстрируя подъём в зоне " поясницы ". « Для произношения длинной, очень экспрессивной фразы в высшем среднем  регистре, нужно применить много дыхания и однако не драть глотку: ребра расширяются как бандонеон, как открывающаяся книга » (Мэди Меспле).

 

Облегчение дыхания очень важно: мы говорим не только о том, как избегать ринитов, ларингитов, бронхитов или ангин, но необходимо также обеспечить оптимальное движение воздуха на уровне ноздрей. Можно использовать в этой цели периодическую промывку носа с помощью не очень соленой воды, которую принимаем через одну ноздрю и она должна выйти сразу через другую ноздрю (" neti kriya " йоги).

 

 Опускаете свои плечи!

 

Фониатры, специалисты по лечению нарушений функции голосового аппарата, уже не сомневаются в том что, расслабление голоса намного зависит от релаксации плеч. Напряжение этой зоны тела вызывает взаимное действие. Пение вызывает ослабление, а ослабление позволяет спеть. Фильм Фора (1986 г.) хорошо иллюстрировал это явление, показывая, настолько ослабление мышц спины и шеи изменяет звук голоса. Уважение своего орудия труда, это первый знак доверия к такому компаньону. Перенапряжение голосовых связок, это нудная постоянная озабоченность и оратора, и певца, поскольку она , угрожает и пьяницу, и курильщика и человека в возбужденном состоянии. Только мудрость об этом нас предостерегает. И вот психосоматическая гармония! Тут, действительно, может гнездиться опасность, не только как сдавливание, но также когда сдаются перед врагом: инфекционные ларингиты или рецидивные ангины, хронические глоттальные микозы, и т.д.

Релаксация плеч - необходимый элемент ослабления общего характера: устранять запор, который вредит брюшной гибкости, преодолеть страх, загружаться в своем внутреннем молчании. « Нужно придать глубину музыке, за нею идти в глубине души; тогдасможем почувствовать себя очень хорошо! » (Мэди Меспле).

Упражняете свои брюшные мышцы

Ведин (Wedin) показал, что упражнение брюшного пресса в зонах длинных волокон (боковые мышцы), позволяет увеличить голосовую интенсивность (более 5 дБ). Это главным образом проверено для освоенных нот, которые заставляют работать брюшную перевязь, « до центра тела, до основания позвоночника; когда этого достигаем, мы в состоянии делать что хотим! » (Мэди Меспле). Для " отрывистых ", одиночных нот, работают именно межрёберные мышцы (Cornut, 1986).

 

 

Зеваете!

Произношение фильтрованных свистящих звуков (в фильтре верхних частот) - и чаще слушание высоких звуков в большом количестве - вызывает неоднократные рефлексы зевоты. Обратная связь: положение тела, имитирующее или вызывающее зевоту очень важное для смягчения и оптимизации органы фонации. Техника непрерывного дыхания, знакома под названием " rebirth ", вызывает уменьшение углекислого газа в крови, что в своей очереди сочетается, между прочим, с частым неожиданным появлением разнообразных эмоциональных выражений и/или  контрактуры (хронической судороги). Это может дойти до " примитивного выкрикивания " (Janov), за которого последует крайнее расслабление (release). Мы наблюдаем тогда, как неожиданно появляются иногда прожитые как эротические или мистические явления, кроме того случая когда человек погружается в сонливости. Имеем тогда дело с неукротимыми зевотами с полиурией[6].

Зевота была очень мало изучена (я не нашел никакую ссылку об этом, например, в базе Téléthèses) и физиологи довольствуются тем, чтобы заявить, что она включает большую часть бульбарных косточек (продолговатого мозга) (VII, IX, X, XI, XII). К этому нужно добавить передние рожки шейного серого костного мозга и наши личные замечания нам позволяют добавить основу VIII.

 

http://perso.libertysurf.fr/baillement/Index.html

http://www.chanteur.net/articles/aBaillem.htm

 Популярный здравый смысл утверждает, что речь идет об утрате стимула к текущему действию: либо есть важную потребность, которую нужно удовлетворять (голод, холод, сон), либо отсутствует какой-либо интерес (досада). Существуют также несколько метаболических стимулирующих веществ (ацидоз, барбитураты, вещества содержащие опий) или физические данные (внутричерепное давление, " растяжение " рук, со знаком утраты интереса к ручным действиям). И наконец, известно нам эффект заражения: оно поступает прямо от представления о зевоте. Этот образ, кажется, достаточен, если он яркий, чтобы производить то, что оно изображает.

 

Общее понятие предполагает, что главная функция зевоты является подавления мысли и отношения в пользу на первый взгляд, менее благородных механизмов: спать, есть, разогреваться, расслабляться. Но многого не знаем! Нужно не забывать об обработке голосовой системы открытием евстахиевой трубы, которое обеспечивает равновесие давления с одной и с другой стороны барабанной перепонки, что позволяет, таким образом, удовлетворительное воздушное слушание.

 

Это упражнение нижней челюсти эффективное для восстановления голосовой точности. Ива Бартелеми твердо настаивает: " все принципы, ведущие к поискам положения для хорошего голоса, основаны на движении повторяющейся зевоты. " Для голоса, полезно это расслабляющее действие на челюсти. Отвратительные, тоскливые и депрессивные чувства, которые давят на горло и челюсть вообще несовместимы с пением, с физиологической и психологической точки зрения. Такой же результат получаем со смехом (кроме случая " сардонического смеха "). Мы должны, вероятно, добавить любовь к списку действий, которые вызывает зевота. Пение улучшается расслаблением голосовых органов, которые оно затем благоприятствует. Пение успокаивает, радует, расслабляет, помогает распускать этот комок - или " эти " комки в горле, как говорится, когда " они у нас присутствуют "!

 

 

Упражнение рта

Томатис, используя совместное действие мышцы стремени (в среднем ухе) и мускулатуры лица, предлагает произнести слова, губы вперед, и как можно сильнее (на манере Жискара), а не растягивать углы губ как Ширак. Бартелеми придерживается этого мнения: " Произношение звука с губами, вытянутыми вперед изменяет сразу оттенок и непринужденность звука. При таком произношении, и слушателю, и оратору сразу понятно значение слов (рис 25).

Рис. 25 (рисунок Бенжамена Орьоля.)

 

Здесь, необходимо избегать растягивания губ к задней части углов, , особенно в течение упражнений слушания. Речь не идет о том, чтобы не открывать рот, и о том, чтобы ее открывать насколько возможно, именно чтобы усиливать и придавать гибкость высоким звукам. Но это можно делать " без растягивания складок ", как это хорошо объясняет Жиль Денизо , напоминая, что итальянская школа пения рекомендовала овальную и вертикальную " форму " рта. Это овальное и вертикальное положение дает ощущение точности и уверенности любому певцу, позволяя лучший контроль над звуком или своей голосовым произведением. Овальное и вертикальное положение губ имеет также сильное влияние на выравнивание регистров, главным образом между регистрами груди и головы. Причина во влиянии гортани в низком положении и в приподнятом мягком небе. Здесь также, мы видим, что губы должны работать правильно, но и, кроме того, они должны сотрудничать с другими элементами ротовой полости ".

Форма, которую нужно придавать рту зависит также от тесситуры и звуков, которые надо производить: для звуков « ou [у], eu [œ], [o], u [y] » необходимо тянуть рот вперед. Для высоких и очень высоких звуков - необходимо тянуть к скулам; когда звук поднимается, надо открыть действительно рот кругло и нет необходимости тянуть складки назад. (Мэди Меспле).

Жалена Кремпотик обнаружил что стимуляции голосовых связок всегда предшествует " подготовку " рта, глотки и гортани (и даже всей мимической выразительности), и это суть важности " предварительной голосовой " гимнастики. Имеем дело впрочем, не только с релаксацией, с хорошим прилаживанием голоса, а вскоре с настоящей гимнастики. Цель в этом состоит в ослаблении гортани, челюсти (которые напрягаются, проявляя точность, морализм, концентрацию или агрессивность). Нужно упражняться сначала в растягивании языка " для того чтобы придавать этому органу гибкость, сочетая увеличение ширины и высоты зевоты ", одновременно поднимая скулы. Для проверки симметрии такого движения, можно поместить палец во впадину открытой челюсти около каждого уха: если нет проблемы на уровне челюстей, обе впадины должны быть идентичными. В противном случае, гимнастика рта будет направлена на исправление дефекта, вызывая одновременно сдвиг в смыкании зубов. Существовало обычай у акушерок юга Франции разрезать с помощью ногтя уздечку языка: слишком короткая  уздечка, как они думали, могла быть причиной затруднения подвижности языка и некоторых дефектов речи (заикание, сюсюканье, и т.д.). Кельты показывали язык врага, которого они убили во время боя, как другие показывали их крайние плоти. Вытягивание языка упоминает также этот жест показа языка, который воспитатели не терпят. Показ смехотворного или неполного фаллоса, речь идет больше о бесстыдстве чем, об оскорблении: такой ребенок, подобен Эйнштейна, знает очень хорошо свою слабость, но также свою самостоятельность и как далеко может пойти такая провокация. Исключение только в том случае если он прикладывается к своему заданию.

Для упражнения зевот, нужно, без дыхательного движения, открывать полностью рот (как в случае вытягивании языка, но на этот раз, легко, в состоянии покоя, за нижними зубами). Нужно поднимать мягкое нёбо, миндалевидные железы отодвигают, верхняя губа поднята. В это время затылок округляется и слегка сгибается. Дальше, не закрывая вновь рот, можно выдвигать вперед нижнюю челюсть, обнажая нижние зубы, и произносить тогда [икс] (" ix "). Это упражнение и другие, кроме того, что они успокоят тревожное состояние, могут даже устранять одонтеризм или скрежетание зубами во время сна, эту столь раздражающую привычку для близких родственников и вредную для прорезывания зубов. Ива Бартелеми рекомендует другие упражнения, например, те которые приводят в действие мягкое нёбо и его маленький язычок с собственными мышцами. Будет интересно, если провести испытания под контролем, так как эта гимнастика не так безобидная, как кажется: она может вызывать не только ломоты языка на следующий день после упражнений, но также большое количество отрицательных психологических или физиологических обратных связей. Одно из этих последствий наоборот благоприятное: храпун замечает, как исчезает, при том без электронного аппарата и калечащей хирургии, неприятная оркестровка своих ночей.

Упражнение глаз

Ива Бартелеми описала также значительное взаимодействие между некоторыми движениями глаз и напряжением гортани. Расслаблять гортань, то есть её облегчать, по крайней мере, в течение какого-то времени, тревогу, можно очень просто: нужно петь или произносить текст, открывать большее глаза и смотреть очень далеко на правой стороне, затем, не спеша, смотреть очень далеко налево, и так далее... Это снимает напряжение пения голоса: " Вибрато появляется и дверь высоких звуков открывается ". Можно замечать также  (Feldenkraïs, 1967) ослабление всего тела и главным образом затылка (эта часть тела благоприятна для фонации). Упражнения глазной конвергенции (" тратак "), предложенные традицией йоги и осуществленной в “ Training Autogène ” Шульца (1958 г.) смогли бы пользоваться также применением в этой голосовой культуре.

 

 

Петь как говорим

Петь, значит играть, искусно, интонацию уже включенную в слове. Существуют более или менее певучие звуки; волнение окрашивает или ухудшает голос. Томатис отметил интересное наблюдение гениального Карузо: " Я заметил, сколько у вас красивые голоса во Франции, но я не понимал никогда, почему французы поют с видом, что у них голос на октаве ниже ". Чудесное замечание, которое подтверждает связь между частотами, использованными в разговорном французском языке и " пением " французов, говорением по-итальянски и " пением по-итальянски ".

 

Допущение чрезмерности в разговорном голосе может отражать страх человека не быть услышанным, реакцию на чувство унижения или бешенства. Этот страх может быть вызван отсутствием слушателя или впечатлением, что он избегает нашего голоса. Споры порождают децибелы, так как, без согласия, враждующие стороны кричат, как если они были глухими! Странная двусмысленность: как если увеличение " слюны " может улучшить понимание, а повышение тона, убеждение. Однако, верно, что, иногда, этот способ действует. Противник, в конце концов, принимает послание, которому он сопротивлялся всеми силами (хуже глухого тот, кто не хочет слышать), и тогда он дает себя запугивать ливнем дополнительных высоких частот, динамогенным для своего сверх-я.

 

Исследования Ж. Х. Амадо (J. H. Amado) показали, что люди, владеющие очень мощным голосом (более 110 дБ на расстоянии 1 метра) – имели сверх секрецию кортикальных надпочечников, с точкой зрения эндокринологии (Barthélemy, 1984). В их характер, отмечаются агрессивность, большой сексуальный аппетит, стремление к действию, жизненность, бодрость и оптимизм. Назвали надпочечник " железу энергии ", но нужно было его назвать " железу проявленной энергии " (Manipoura). Для певца, существует настоящее удовольствие от мощи голоса и пережитых отражений: подобно удовольствия ванных и соборов! Лечения с помощью аппарата модификатора слушания ставят полностью пациента в этом положении, когда он сможет получать удовольствие от своего собственного голоса, и в результате он поет громко, будучи в машине или на улице.

 

 

О низких и высоких звуковых частотах

Как только что увидели, чем больше желание спеть, применяя низкие звуки, тем больше мы должны держать высоко легкие, чем больше стремимся к высоким звукам, и тем больше надо отпускать живот. Это касается деятельности мышц. Пространственный эффект - парадоксально противоположный!

 

Однако, не только можно заметить что каждый из нас обладает грудным голосом, низким, и фальцетом, высоким, но также, в рамках способов пения каждого, существует пространственный масштаб снизу до верха, который соответствует досконально, гамме (рис 26). Научное исследование (Scotto di Carlo, 1990) это подтверждает: оперный певец содействует своему уху, контролируя, где возникают, в своем теле, сильные вибрации. Чем больше он поднимается в высокие частоты, и тем больше " резонансы " поднимаются до черепа в крайне высоких частотах: «контр-Фа вызывает дрожание теми и также другую определенную точку, выше пупка, как укол иглотерапии » (Мэди Меспле). Для того чтобы заставить прозвучать свои низкие звуки, лирический певец заставляет ниже и ниже дрожать скорее свою грудь. Каждый сможет в этом убедиться, если только он в этом упражняется (например, с Егором Резниковом).

Когда, по медицинским причинам, какая-нибудь певица вынуждена принимать мужские гормоны, то её голос может начинать опускаться (на одной терции или больше). Гинекологи должны в какой-то мере принять в расчет этот факт, и проявлять осторожность по отношению к специалистам пения, которые возможно в таком случае тратить свои высокие звуковые частоты в течение более чем одного с половиной месяца!

Каким ухом петь?

Если " новичок " интересуется музыкой при помощи своего левого уха, то музыкант или опытный певец использует скорее правую сторону, и это может вызывать противоречивые эффекты, в зависимости от того, что действие направленно на тот или другой. Звуковое, психическое и фонологическое упражнение, поскольку оно ведет к совершенному мастерству пения, в том числе для тех, кому не давали петь, должно, по крайней мере " в конечном итоге ", стимулировать слушание специалиста с помощью правой стороны. Таким образом, и на надлежащем основании, Альфред Томатис рекомендует усилить звук с правой стороны в течение упражнений.

Рис 26. Субъективные локализации чувствительных внутренних голосовых зон, в зависимости от тесситуры, для легкого сопрано [(согласно Лили Леманн (Lilli Lehmann)].

Это назначено для специфического упражнения под электронным ухом. Но во время профессиональной деятельности, как это желает Мэди Меспле, должен пытаться работать таким образом, чтобы слышать, на равных долях обоими ушами, звук, который он производит, не скривив рот, как некоторые певцы это делают для улучшения слуха больше с одной стороны, чем с другой. Это также практика, но не обобщенная для Жильберта Беко или корсиканских хористов, которые используют руку, для того чтобы направлять звук асимметричным способом.

Одно замечание сможет объяснить эту зарождающуюся полемику: управление языком, в его основных составляющих (смысл текста, когда его читаем), подчиняется левому мозгу, а в его эмоциональных составляющих, правому мозгу. Мелодическая линия, " пение говорения ", имеет какое-то значение для обеих (например, в нашем родном языке, для выделения вопроса, восклицания, и т.д.). Поэтому, языки с тоном (таиландский язык) и те, в которых много гласных (японский язык) подчиняются намного больше левому мозгу для мелодического слушания. Певец (и в малейшей степени музыкант) используют мелодию согласно определенной технике и придает значение каждой из ее деталей (это то, что позволяет написать партитуру). Тогда, мы имеем дело с языком, и нет противоречия в том, что он подчиняется левому полушарию. Как Томатис это замечает, вся профессиональная способность пения расположена со стороны правого уха и левого мозга. Останутся эти очень незначительные различия, эмоциональные расстройства, неуловимые изменения, которые вызывают промахи в выполнении, в противоположности от того, что ожидают от сольфеджио выполнено с помощью компьютера. Даже певец виртуоз - и тем более для нас – подсовывает немного от своего правого мозга в выступлении. Томатис согласен с этим подтверждением, и он рекомендует восстанавливать правое ухо, разумеется, но, сохраняя способность улавливания звука с другой стороны (то, что он называет " равновесием 1 ").

Петь всем телом

И не только от всего сердца. Особенно не всей гортанью: делать ставку на этот деликатный орган имеет мало воздействия на слушателя, но если сильно его " сжимать ", это приводит к разрушительному воздействию для певца. Наше тело действует как музыкальный инструмент, гортань производит звук, у которого такое же значение как заставлять вибрировать язычок. Гортанный звук (заметные в непосредственной близости от голосовых связок) соответствует основному звуку голоса. Это низкий звук и таким образом нам передает из речи только свою часть просодии: слова непонятны, и они открывают нам только выделенную восклицанию, вопросительному выражению, точки и запятые, которые их разделяют.

 

Сверхчувственность страдивариуса (вид скрипки) находится в корпус инструмента, а не в струнах. Человек также состоит из точечных резонаторов, таких как впадины сосцевидного отростка височной кости, решётчатых клеток, полостей лица. Тело также оснащено оживлёнными резонаторами, такими как носовыми, ротовыми впадинами, легкими, и до пищеварительного тракта, который советуют держать не слишком переполнен (и не слишком пустой). « Желудок должен быть довольно свободным; когда мы голодные, нужно есть без излишка, и исключать слишком тяжелые блюда. Когда нет аппетита, необходимо, однако принуждать себя есть немного » (Мэди Меспле). Есть также впадина черепа, и не только впадины рта, задняя полость носоглотки, носовая полость, но главным образом лобовые полости, отростки височной кости, полости решётчатых и челюстных костей, и т.д. Голова - звонкая пещера всех сокровищ Али-Бабы. Этому научно интуитивному применению наших телесных впадин, нужно добавить тонкое участие в действии наше тело целиком, выражение нашего существования в этом мире, здесь и теперь.

Как легче осуществлять это положение тела? Позвоночник в вертикальном положении при медитации, голова крепко расположена, без наклонения и чрезмерного поднятия. Необходимо чтобы щель, которая отделяет оба века, была в той же высоте что и слухового канала (Tomatis, 1987). Голова должна быть прямой, не нужно поднять нос как Жан де ла Люн: шея должна наоборот смягчить её изгиб. Таким образом, гортань лучше придерживается к позвоночнику, который она сможет заставить вибрировать. поясница не должна быть согнута, а ягодицы не должны слишком выступать назад, как это требует упражнение зафу (zafou) в течение медитации зазен (zazen). Напротив, даже в нижней части спины, позвоночник должен держаться как можно прямо, и поэтому нужно использовать сидение западного стиля или иметь долгую практику предварительного ослабления, при котором зафу становится бесполезным (хатха йога, méthode Mézières или макко хо, например, Nagai, 1972). Роль позвоночника в пении важная, поскольку мы опираемся на нём, рассчитываемся на его крепости, его надежности, и даже его жесткости. Надежность и отвесность: « не надо садиться на своем тазе».

Гимнастика головы и шеи, предложенная Ивы Бартелеми идет точно в то же направление. Полное или отдельное укрепление мышц этой зоны имеют немедленный результат: голос становится " круглее, четче", лучше поднимается в высоких частотах. Для того чтобы сосредотачиваться на проницательностях звука, лучше вылавливать тонкие основные звуки, Томатис (1987 г., стр. 207) постоянно повторяет своим ученикам, что, когда общее  положение тела на месте,  " нужно себе представить, что весь волосяной покров бежит назад, как если мы хотим завязать маленький очень сжатый, очень плотный шиньон ", в макушке (на вершине черепа). Тогда горизонтальные морщины лба стремительно исчезают, " у нас впечатление, что лоб становится гладким, его кожа гибким как вельветом ", и его охватывает ощущение свежести; есть ощущение, что он расширяется до предела, а именно это ощущение смягчает или устраняет вертикальные морщины, лицо " краснеет и разогревается, затем бледнеет ", дыхание стабилизируется, усиливается, замедляется: " в самом деле, оно деблокируется ", веки расслабляются, глаза закрыты на половину. Мы можем тогда таким же образом " растянуть " уши к верху, назад, кожу шей, подбородка, всего лица, как если бы мы ее собирали вокруг " маленького шиньона ": рот приобретает спокойное выражение, замеченное в полу-улыбке Будды или Христа на престоле, звуки очищаются, разъясняются, становятся светлыми. Слушание своего собственного голоса главным образом пользуется этим положением.

Когда терапевт просит принимать и держать гибко положение тела, это именно из-за того что, таким образом, энергия увеличивается, бдительность усиливается и концентрация улучшается. Я заложил психофизиологические основы в своем тезисе о терапии по методу йоги (Auriol, 1970), и Дешану удалось (1974 г.) показать точность подобных воздействий в процессе изучения некоторых " асана (asanas) " йоги. Поза слушания благоприятствует хорошему контролю голоса, который становится " звонче, теплее, гармоничнее… в этом случае, это - костная структура, скелет который в целом поет... Оболочка заставляет петь полости " (Tomatis, 1987, passim). Гортань передает относительно пресные фундаментальные звуки, которые украсятся " тембром ", связанным с частями, отвечающими за резонанс. Ива Бартелеми, хотя интересуется больше передачей звуков, чем слушанием, однако сходится с Томатисом, и рекомендует аналогичную позу, которая приходит, кажется с практики тао (tao). Она гордится, тем, что её ученики научились " очень красиво держать голову ". Шея растягивается, и даже походка сама, кажется гибче.

Помещать (хорошо) его голос

" Хорошо помещенный голос ", который приводит в действие соответствующим образом нужные мышцы, будет красивым на слух, и усилится в высоких основных звуках (почти на 3 кГц: " Ринг " или " формант синсинг "), а ведь 3 кГц, это классически частота максимальной чувствительности для человеческого уха. Это усиление высоких основных звуков встречаются в звуке духовых инструментов, в пении петуха и в звуках фильтрованных в A.M.E. Выбор соответствующей тесситуры заставляет певца чувствовать себя « в удобстве »; хороший учитель, опытный, понимает это точное соответствие, эту гибкость. Это происходит сразу, интуитивно. Если ученик напрягается, сжимается, страдает, краснеет, когда поет, проявляет раздражённость, это значит, сто он « не в своем голосе ». Пение должно предоставить удовольствие, ликование, а не принуждение и тягостные усилия. При необходимости, нужно менять тесситуру, для того чтобы чувствовать себя хорошо в своей тарелке, как Пласидо Доминго, который был вынужден оставить роль баритона в пользу тенора.

 

 

Костный голос

Для обработки " костного голоса ", Томатис рекомендует упражнение, которое нужно осуществить упорно до достижения  результатов и ощутимого " качественного скачка ". В положении слушания, с закрытым ртом, слегка сжатыми челюстями, развернутым языком во рту и переполняющем его. Вопреки тому, чтобы советуют некоторые йоги (Muz Murray), желательно избегать назализации (техасский акцент). Представляем, что одно ухо нас слушает на уровне затылка, как если мы пели для публики, которой мы повернули спиной.

Когда я получил это учение, в семидесятых годах, оно меня расстроило своим нерациональным аспектом. Однако, его эффективность оказывается бесспорной на самом деле, и я не могу забыть про качества этих " средних волн ", вибрирующих по всей комнате, по всему центру исследования Томатиса (Tomatis de Carboneras). Было не возможно установить источник вибраций, он был везде и нигде. Если оно произнесено соответственным образом, это упражнение кажется верным отражением совершенства, подобно того что я изучил в рукописях Индии. Именно Ибос (Ibos) (Бартелеми, стр. 173) обнаружил, кажется, полезность хорошего расположения челюсти для достижения результата в этом упражнении: " В тот вечер, он почувствовал, как все его горло широко открывалось " и тогда он выпустил ноту с такой мощью и с такой разнообразностью, не ощутимыми до этого момента, испытывая странный резонанс, совсем новый для него, в вершине головы. Он сумел воспроизвести этот эффект в целом регулярно, используя положение "  в зевоте, которое он хорошо запомнил ". В настоящее время, настаивают на тот факт, что не надо помещать свой голос « в маску », а наоборот ему придавать большое значение. Нужно пытаться его озвучить, не утомляя его; можно петь долго (например, в течение двух с половиной часов), при этом устает тело, но не голосовая система!

Это действие вибрации костей черепа использует все доступные резонаторы, а именно, столь многочисленные впадины лица, лба и уха (сосцевидные). Можно почувствовать тогда с радостным возбуждением как дрожит скулы, кости черепа, синусы, и чувствуются омоложение и энергичность. Звуки управляются за верхними зубами для низких и средних частот, а отступают в мягком небе для высоких частот. И поскольку высокие звуки соответствуют верху организма и низкие его нижней части, звуки, произнесенные вперед, соответствуют нижней части и те, произнесенные назад, соответствуют верхней части. Тут наблюдается важное совпадение двух различных структур тела[7].

 

 

Воздействия пения

Жоел Гравлен [Joëlle Gravelaine (1984)] утверждает, что сеансы голосового обучения ведут к " большой уверенности по жизни, к легкому общественному выступлению, к большей энергичности в повседневных действиях и к лучшему общему равновесию. Когда, после много работы, резонаторы начинают действовать, голос начинает вибрировать, передает " красивый звук ", уже чувствуем несказанную, живую, огромную радость, которую я характеризовал бы без сомнения оргазмом. Пение, так же как и любовь, снимает много напряжений "! Человек меняет стиль жизни, и это видно в его внешний вид, в его личные особенности, в его наилучшем способе выражаться (Мэди Меспле). Мышечные напряжения, главным образом, напряжения мышц челюсти и шеи, ослабляются или исчезают при большом количестве зевот, безудержного смеха, истерик, покалываний горла, при чрезмерном желании говорить, чувстве блаженства, и т.д. Эти воздействия не возможные без большого желания самостоятельности, твердого и быстрого принятия решения, или даже иногда некоторой переходной агрессивности, особенно по отношению к матери (Бартелеми, 1984). Такие воздействия не отрицают, конечно, практики звуковых психо-фонологических методов (A.P.P .), и пользователями аппаратов модификаторов слушания (A.M.E) в целом. Подобные методы уже производятся во время сеансов пассивного слушания под A.M.E ., главным образом с применением звуков, фильтрованных в фильтре высоких частот, и усиливаются при переходе в активной фазе. Как мы это заметили неоднократно, слушание улучшает положения голосовых мышц и качество голоса, так же, как " голосовая гимнастика " улучшает слушание.

 

 

Голосовые игры

Вокализы

Певец или певица, как и любой спортсмен, бесспорно, вынужден заниматься каждый день, то есть « заниматься вокализами ». Он должен этим заниматься с утра, сначала очень спокойно, не напрягаясь. Необходимо приводить тело в рабочее состояние, очень осторожно в начале упражнения, а затем с растущим усилием. Обязательно нужно заниматься вокализацией, прежде чем петь. Нет необходимости заниматься очень долго, в течение десяти минут, можно « настроить свой голос ». Советуют этому посвятить меньше времени в день выступления, а намного больше в другие дни.

 

Гласные. Передавать звуки, вот что полезно для слушания, голоса и  психофизиологической эволюции: вокализация гласных согласно упражнениям " бельканто " или по грегорианскому способу.

Считалки. Матери всех континентов и всех эпох спокойно качают своих детей, для того чтобы их успокаивать, и в то же время им поют колыбельные песни. Позже дети ликуют, когда собираются в хоровод, и поют ритмично " считалки ". Эти популярные изобретения знаменитые своими терапевтическими достоинствами: кроме того, что они пробуждают ностальгию этих забытых моментов, вызывая некоторые слабительные воздействия, они также главным образом они создают глубокую и полную ассоциацию ритма и мелодии. Это идеальные упражнения для закладывания основы общения и речи.

« Относительно происхождения песнопений, я не уверен, что смогу сказать с точностью, когда они появились. Кое-где мы можем найти всегда некоторые ориентиры, но в действительности, вероятно, они далеко от его реального происхождения.

Я полагаю, что надо принять в расчет тот факт, что песни, как мы их знаем сегодня, являются продуктом письменной фиксации и сольфеджио. Они уже хорошо " насыщены " таким образом.

 

В традиционном понятии, слова были важнее чем то, что мы называем сегодня музыкой, мелодией. Мелодизация рождалась по ритмам того, что говорили. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно " говорить " словах песни "A la claire fontaine " усиливая немного интонации и таким образом убедиться, что знакомая мелодия соответствует нормальным интонациям говорения. В грегорианском пении, это очень заметно: процесс образования мелодии следит за ритмами и за интонациями слов, и строятся на их основе (поэтому строить слова на основе мелодии, это - делать обратное того, что делалось традиционно.) другие песни нас информирует также об этом факте: " Жаворонок " ("Alouette"), " это маленькая птица, которая принялась за свой полет " (" C'est un p'tit oiseau qui prit sa volée "), " На ступенях дворца " (" Aux marches du palais ") и т.д. Это действительно так также для песни " В тюрьмах Нанта " (" Dans les prisons de Nantes").

Также, к мелодиям, приведенным на сегодня к единственной тональной системе в 12 полутонах, и таким образом, лишенным остроты и чрезмерно мелодичным, нужно было добавить игры горла и мелические элементы. Это действие давало значительную жизненность вокализацией. К сожалению, мы утратили эту практику. Мы больше не поем горлом, но щеками. Нужно слушать арабские песни, в которых поют горлом, чтобы замечать это великолепие (даже песни " современных ", например, потрясающего Фодела (Faudel)). Надо слушать, как поет Пансори (Pansori): В полдороге между сказкой и пением (Вот, кстати, вышел новый корейский фильм: " песня верной Шюнхианг " (" le chant de la fidèle Chunhyang "): точно Пансори) (можно ссылаться также на фильм " певица Пансори (“ La chanteuse de Pansori ”): великолепно)

Возможно существуют также в своем роде виды структурных “ проводников ”, так и речевых, как и мелодических, которые должны служить для установления иногда восьмисложную импровизацию, известную и спетую всеми, например " Responsorial " (а также "Alouette"). В логике оральной стадии, можно это называть это " Формулизм ". (См. Марсель Жусс: " традиционный импровизатор создает с помощью формул, которые, однако, он не придумал, а просто все берет в разговорной речи "). Другой пример - баскские импровизаторы, которые используют существующие формулы для создания песни, новой но построенной на основе " фрагментов " фраз или мелодий. (Печатая, я допустил ляпсус и написал " mélodire – от mélo - мелодии и dire - сказать ", является ли это ляпсусом рассказчика?) Я был зрителем в представлении баскских певцов, которые выбирали какую-нибудь тему, на лету, и затем нам дали слушать длинные восьмисложные спетые речи или в восьми долей. Это было замечательно. Жаль, чтобы процесс создания их мелодий были пошловатыми и банальными... Раньше это было совсем по-другому. Но основа тонального свойства в таких мелодиях!

 

Следовательно, мне кажется, что происхождение песен находится в мало известных ритмических и музыкальных средствах, присущих традиционным функционированиям, в которых песня не была существительным, а глаголом. Пели, для того чтобы превратить в поэзию драму какого-то времени, которая касалась общности и которая формулировалась согласно мифам среды, а также согласно общественной игре. Но песня, которую мы знаем в виде " предмета " не должна была существовать в такой форме, как мы её знаем сегодня под нашими широтами.


Это почти как для сказок - но разве рассказчик, не одно и то же что и певец? - они овладеют темами без сомнения старыми как мир, и плохо изученными до сих пор. Но сказка " предмет " существовала всегда только в литературе ».

Willy Bakeroot

 

Грегорианский вокализ. Мы признательные Томатису за знания о духовных свойствах, присутствующих в священном пении, в начале его активной фазы. Лечащий, после стимуляции фильтрованных звуков, и утраты интереса к звуковым родам, нуждается в покое, в сосредоточенности, в подтверждении, и при этом сохраняя достаточную энергию в реальности. Действительно, грегорианское пение полностью подходит для этого. Монахи, которые его создали, избегали страстей и беспорядков " века ", и в то же время не должны были оставлять свои поля и свои библиотеки в сторону. Они сумели создать сильные, простые, спокойные мелодии, без слащавости, полные порыва и скромности, тональные, гибкие и возвышенные, но без чрезмерного " выравнивания ". Их воздействия, с усилением  переменными фильтрованиями модификаторов, срабатывают в независимости или почти, от культуры слушателя: мы говорим " почти ", поскольку некоторые взрослые католической культуры вспоминают про многочисленных более или менее ностальгических настроениях или ностальгических воспоминаниях. Следовательно, они могут чувствовать специфическое действие грегорианского пения только после того как они отодвинули эти действия разрядки. Люди воспитаны далеко от католицизма могут, вначале, не воспринимать эти звуки, которые им кажутся чересчур далеко от их собственной культуры; в случае когда они упорствуют, они замечают однако положительные результаты. Я смог замечать, что симметричное явление существует: мелодий других религиозных направлений (Бахай, ислам, индуизм, буддизм, иудаизм, и т.д.) также, в начале, вызывали ксенофобию или симпатию, успокоительные и тонизирующие, " сублимационные " воздействия, в том числе у людей, которые эти мелодии не знали.

Свистящий звук или сибилянты

Слова, содержащие свистящие звуки (S [s] , CH [∫], и т.д.) предоставляют активное воздействие слушания, сосредоточенное на наиболее высоких фонемах. Томатис прозорливо предложил их фильтровать постепенным способом, и затем просить пациента их воспроизвести. Этот тип упражнения оттачивает слух в очень высоких пропорциях и составляет без сомнения решающую опору звукового тренинга, с важными психотерапевтическими результатами относительно именно чувства безопасности и поведения ответственности.

 

 

Чтения с применением народных сказок

После того как обеспечили различные подготовительные материалы, звуковое лечение включит прочитанные тексты, выбранные совместно с пациентом и его терапевтом. Кроме того что можно использовать научную литературу или романы, мне кажется целесообразно включить и " наизвучные "  детские сказки для человека, и продолжать до очевидного погашения его эмоциональной нагрузки. Индийские духовные учители, и некоторые современные терапевты, такие как Майлтон Эриксон (1986) (Milton Erickson), используют медитацию на основе сказки или анекдота " в качестве переносной психотерапии ": единственное посещение, во время которого терапевт предоставляет единственный рассказ, может иметь значительные воздействия на развитии своего пациента... Для этого нужно талант! Возможно наихудшие результаты забываются в пользу наилучших. Однако, даже если считаться с самыми низкими показателями, это применение кажется многообещающим: читать фильтрованные сказки, и перечитывать те, которые порождают волнение, по мере того как они ещё существуют.

 

 

Программирование

Программирование любого лечения совершается, в общем, по стандартной схеме, сущность которой учение Томатиса. Эта схема основана на развитие следующей идеи: обрабатывать в первой очереди то, что должно было бы быть приобретенным в начале и, только потом, на этом основании, переходить на следующий этап. Нужно потом подавать повторные музыкальные звуки, фильтрованные музыкальные произведения, сеансы материнского голоса, фильтрованных в высоких частотах, обратное фильтрование названное  " звуковыми родами ", вокализы, свистящие звуки, тексты и чтения. Однако, продолжительность каждой фазы и ее точное содержание, определяются на основе последовательных тестов слушания и клинической эволюции главного действующего лица. Согласно определенным целям и индивидуальным характеристикам, такая последовательность может зависеть от человека. Развитие науки приведет к изменению этой классикой схемы. Сумеем, вероятно, предложить различные лечения согласно первичному психосоматическому, психо-динамичному и аудиометрическому обследованию, и согласно развитию пациента [8] . Замечательно, что некоторые авторы смогли преодолеть эту структуру, и затем предлагать - не без результатов - другой протокол. Изи Белле (Isi Beller), например, презирает частично эту пассивную фазу лечения (но кажется что он, уже несколько лет, к этому вернулся).

 

 

Рекомендуемое чтение:

Работы

Томатиса А.:  Ухо и голос

Роберта Прада (Roberta Prada): различные статьи.

Для продолжения: (Глава 8 Ключ к Звукам)

Возвращение к Плану

 

© Copyright Bernard AURIOL (email = auriol @ free . fr)

дата последнего обновления

18 ноября 2005 г.

 

Google
site auriol sites MMT  

PsychosoniqueYogathérapiePsychanalyse & PsychothérapieDynamique des groupesEléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : ) 16 Décembre 2006



[1] Живое существо имеет такую фрактальную структуру в трех размерах, по крайней мере, в некоторой степени, и свойство авто-сходства. То есть маленькая часть аналогична архитектурному комплексу, в любой части тела.

Прибрам (Pribram) из этого создал свою теорию структуры  мозга (Auriol, 1985a и 1987b).

[3] Личное общение (февраль 2005 г.)

[4] Этот параграф - способ объяснения мифа Эхо. Мы больше об этом напишем, но с аналогичным содержанием, в главе 10, которая посвящена нимфе без тела.

[5] Трита (" Третий ") жаждущий попить, был выброшен в воду колодца двумя другими мудрецами: " Первый " (Еката) и "Второй " (Двита).

[6] Выделение почкой очень большого количества мочи. Это явление связано здесь с очень отмеченным дыханием: углекислого газа удаляется. Недостаточность в крови бикарбонатов, ее едкость сокращается, клеточные механизмы действуют, для того чтобы сокращать этот дыхательный алкалоз, и следовательно, это требует урегулирования между компонентами крови и тканей.

[7] Петь всем телом идет в паре с пением во всем теле. Если ухо специализируется на слушание, остальная часть кожи, более диффузной и более непонятной, позволяет, однако некоторое ощущение звуковых вибраций; лица, грудь и живот, ладонь рук и подошва ноги, как и внутренняя часть бедер и ног, в этом участвуют. Оттуда совет Томатиса, Ошера и других: располагаете эти части звуку, как для вибрационного душа (Tomatis, 1987, стр. 201; Aucher, 1980; Rousteau, 1982).

[8] Я рекомендую таким образом использовать некоторые специфические фильтрования, определенные локализованными искажениями слушания у пациента.