Глава 12 Ключ к Звукам: ТЕЛО СЛУШАНИЯ

Чакры и аудиограмма

Доктор Бернар Орьоль

Пространство, в котором развивается человек, своим взглядом и своими жестами, вероятно, построен универсально в виде человеческого тела: с одним верхом и одним низом, с правой и левой стороной, передней частью и задней частью. Значения этих понятий сравниваются с теми, придаваемыми голове и ногам в Индии, правой стороной и левой, и т.д. (рис 30). Другие культуры, кроме индо-арийской, выработали схему человека, очень похожую по значению, несмотря на различия между этими культурами: например, древнееврейская Каббала нам предлагает описание в десять сефиротах, и среди них некоторые, расположенные парами на том же уровне. Дальше, семь этажей, идущих также с головы до ног, и имеют большое сходство с тантрийской соматотопией (рис 31). Восточная христианская мистика (святого Жан Климак), или западная (святой Тереза д' Авилы), к этому добавляют также уровни, степени, месторасположения. Были подвержены связи этих этажей с психо-биологическому организму, по крайней мере, под видом намека, как об это пишет святая кармелитка: " Этот ураган приятности происходит из другого места, а не откуда демон управляет свою империю".

Мы не будем пытаться описать эти центры (см. классические труды на данной теме Артура Авалона, 1950 г., и Мариза Шуази, 1963 г.), но можно сказать, что они составляют сложную иерархическую систему, и связаны с предполагаемыми стадиями духовной эволюции. Нужно также отметить, что они включают анатомическую топологию, в которой верх связан с низом (который более или менее подчинен одним или другим способом, как в моделях Джексона, Джанета, Ey, и т.д.). С этой онтогенетической точки зрения, начало внизу, и основная цель находится наверху. Подобный подход дает повод для критики со стороны структуралистов, которые, мутатис мутандис (внеся необходимые изменения), смогут, однако найти в этом какую-то выгоду.

Чакры, это в своем роде " колеса ", в форме " лотосов ", связанных между собой " тонкими " каналами, названных " надисами ". Мы приравниваем эти центры к соответствующей " части тела ", которыми они управляют. Этот подход сокращает наши исследования (краткое) на то, что мы можем постичь с феноменальной и научной точкой зрения, и при этом сможем определить некоторые совпадения с психоаналитическим подходом. Совпадения настолько точные и удивительные, что нужно возвращаться к вопросу фрейдовского открытия психогенетических стадий! Мы знаем (Bakan, 1964) насколько на Фрейда производила впечатление хасидская традиция, и, через неё, Каббала Лури, по которой система сефиротов (séphiroth) сравнивается с системой чакр. Что касается Лакана (1963 г.), можно предполагать что он восхищался как мы тантрийской топики. Об этой топики, он пишет  " объектные этажи ", что ему дало возможность заострить экранный импульс и ссылаться на вызывающий импульс.




Рис 30. Связи между чакрами, звуковыми частотами и импульсами.

Рис 31. Сефироты и чакры.

1. Сахасрара (Sahasrara) касается возвышенной Единицы, Абсолютного, и не подлежит  непосредственной феноменальной интерпретации. Это чакра венца. В силу этого, чтобы оставаться в рамке вышесказанного, я об этом не скажу ничего, только скажем, что его символизируем лотосом с тысячами лепестками, расположенном выше верхушки черепа.

2. Муладхара (Muladhara). Каббала ее называет Малкут (" Malkout "), королевство. Он располагается на основе тела и содержит Кундалини (" Kundalini "), символизация всевозможных скрытых энергий, а именно чувственных. Укоренение, потребность безопасности, фузионные (без различия субъекта и объекта) порывы, привязанность к местам, к дому, это личностные черты, связанные с этим " основным " центром. Органы действия являются ногами (которые носят тело) и нейро-мышечная система, ответственная за уравновешивание. Орган восприятие является обонянием. На психоаналитическом уровне, речь идет о первых отношениях, основанных на запах, младенца к своей матери. Его носят, манипулируют, заботятся о нём (" holding " et " nursing ").

3. Свадхистана (svadhisthana) (или svadhisthana или svadhisthana). Каббала ее называет Иезод (" Iesod "), или "основание ". Он располагается немного выше и соответствует желаниям, ориентированным к внешнему предмету (питание), желанию поглощать, кусаться, страху  быть поглощенным, физической и духовной жажде, не направленной гиперактивности, спонтанности в чистом виде, и т.д. Орган действия - рука (grasping), и вкус является его перцептивным путем. Он связан с оральной стадией Фрейда, и оральным этажом Лакана.

4. Манипура (Manipura). Для Каббалы, здесь присутствуют два сефирота: Ход (Hod), или (" честь ") и Низа (Nizah) (" победа "). Он управляет известной нам зоной под названием " солнечное сплетение ", то есть поясничной зоной, желудком, печенью, поджелудочной железой, селезёнкой. С точки психологической зрения, речь идет о проявлении себя по отношению к интегрированной среде как такой: отмечать свою территорию, утверждать свои свойства, производить, создавать, реализовать себя, посвятить себя спектакле. Это - завоевание, господство, утверждение в соперничестве, гнев, страх, изумление или гордость, скопофилия (стремление к созерцанию эротических сцен), или эксгибиционизм. Третий дом внутреннего замка включает желание быть объектом восхищения, избежание презрения другого, восприимчивость. Орган восприятия – зрение, и орган действия анальное отверстие. Это говорить о глубине предмета йоги: в течение нескольких веков, до Фрейда, анальная стадия была признана йогой, описана и были определены её связи с экранным импульсом, понятие которого мы должны Лакану.

5. Анахата (Anahata). Для Каббалы, это "красота " (Tiphereth). Эта чакра находится на уровне грудной клетки. В эмоциональном уровне, это будет надежда, беспокойство, сожаление, возбуждение, мужество, чувство меры. Орган восприятия - осязание, а действие - фаллос, независимо от пола: ещё один пример необычайной проницательности йогов, способных предвидеть таким образом то, что станет, для Фрейда, " фаллическая стадия ". Это место самоутверждения, собственной идентификации своего Я,  структурирование эдипова комплекса, проблемы кастрации, и т.д. Это соответствует фаллическому этажу Лакана.

6. Вишудха (Vishuda). Каббала описывает здесь два сефироты: Пешад (Pechad) (" страх ") и Шезед (Chesed), или (" милосердие "). Она относится к шее, к нижней части лица и ниже до плеч. Эта чакра связана с привязанностью, печалью, уважением, набожностью, удовлетворенностью, смирением, изменениями (метаноя), выборами в стиле жизни, отношением к существованию, и т.д. Орган восприятия - слух, орган действия - гортань и все то, что способствует фонации. Мы имеем дело с вызывающим импульсом Лакана.

7. Аджна (Ajna). Для каббалистов, это значит разум (Бина) и мудрость (Шошмах). Она локализуется в зоне " третьего глаза ", это место отношения к гуру и, обобщенно, к любым формам власти. Она объединяет запрещающие компоненты структуры личности и идеализацию (сверх-я, идеальность свой Я). Импульс связан с формами познания.

Чтобы упрощать то, что не связано со звуками, я буду довольствоваться представлением некоторых соотношений: некоторые корреляции вытекают из традиции, поддержанной статистикой, другие основаны только на выводы или на аналогии. Столбец под названием " топический аспект " предложен самым Бодуеном (1950 г.). Столбец " генетический аспект " соответствует личному открытию (Auriol, 1977b): я опираюсь на органы восприятия и действия, приписанные традицией каждой из чакр, и дальше их применять к фрейдовским " стадиям " (mutatis mutandis: импульсным этажам Лакана). Мы сможем делать вывод, основывая на эти соответствия, некоторые гипотезы для психодинамического понимания процессов " настоящей " соматизации, то есть, механизм которых мы не может свестись к простой манипуляции органов считаемых значимыми. В этих рамках, соматизация на том или ином органе не является ни фактом случайности, или некоторой фактической (врожденной или исторической предрасположенности " к нервными расстройствами "), ни способом выражаться, связанным с реляционным значением органа, но скорее результатом энергетического нарушения равновесия между различными " частями " субъекта, подвергнутыми излишком или недостаточностью динамизма, как это делается в практике китайской медицине.

Сказать это, очевидно, значит утверждать, что " соматизация " (возникновение болезней внутренних органов в результате психических конфликтов) свойственна каждому индивиду и всё время: каждый человек  является центром некоторого экономического распределения, в котором равновесие, у живого существа может быть обеспеченным только динамичным образом. Это равновесие, таким образом, никогда не достигают полностью, и никогда он не станет окончательно устойчивым. Гераклит (Diels и Krantz, 12, 1954) говорил: " Всегда одни и те же, другие и другие воды всегда неожиданно появляются ". Я осознаю, что остаюсь тем же, в то время как ничто во мне не устойчивое...

Традиционная музыкотерапия Индии утверждает о том, что она действует специфическим образом на каждом из этажей, используя особенный тип рага (лад в индийской музыке) (см. табл. далее).

N

Чакра

 

Нота

Индия

Китай

Рага

1

Сахасрара

НИСХАДАМ

(си)

радуга...

 

?

7

Аджна

ДХАИВАТАМ

(ля)

желтый

черный

?

6

Вишудха

ПАНШАМАН

(соль)

черный

красный

БХАИРАВ

5

Анахата

МАДИАМАМ

(фа)

жасмин

...

ХИНДОЛ

4

Манипура

ГАНДХАРАМ

(ми)

золотистый

синий

ДИИПАК

3

Свадхистана

РИСХАБАМ

(ре)

желтый-зеленый

белый

МЕГХ

2

Муладхара

СХАДЖАМ

(до)

красный

желтый

ШРИ

Установление связи между чакрами, нотами (свара), цветом и рага (Bharata, 1959).

 

Тест слушания и классификация изображений чакр

Можно ли установить диагностику " телесного этажа " в звуковой и психологической фонологии? Я себе задал этот вопрос в некоторых предшествующих работах, ссылаясь на свои сомнения перед не согласованными утверждениями Тома тиса (1974b) и Оше (1977). Последняя производит сильное впечатление, когда устанавливает диагностику, слушая отражение вокализов, передаваемых в спине пациента (" рентген звуков "). Этот способ применяется для того, чтобы приводить в соответствие каждую из спетых нот, с одним из позвонков, " реагирующим " специфическим образом. Дефектный характер ответа ей позволяет тогда, ссылаясь на соответствие между каждым позвонком и различными органами, заявить: " это печень ", " это сердце ", и т.д.

В другом источнике, я утверждал (Auriol, 1984c) излишний характер " рентгена звуков " в детальном аспекте (позвонок за позвонком), но не исключаю вероятное соответствие между его звуковым масштабом и тремя группами звонких впадин, расположенными в голове, в грудной клетке и брюшной полости. Эта точка зрения сближает, таким образом, идеи Марии - Луизы Оше к тем, которые мы упомянули по поводу пения: когда певец снижает тон в низкие частоты, телесные вибрации проявляются скорее в грудной клетке, и когда он поднимается в высокие звуки, именно череп отвечает. Это явление получило экспериментальную проверку с работами Никола Скотто ди Карло (1989 г.).

У Томатиса (1974b) точка зрения иная. Для него, нужно определять соответствия, и перцептивные, и из ушной улитки (если они существуют), некоторых телесных расстройств: он утверждает, что аудиограмма отражает некоторые соматические расстройства. При заболевании верхней части тела можно отметить нарушение порогов в высоких частотах, в то время соматические нарушения нижней части тела связаны с низкими частотами. Эта гипотеза, предполагая образ человечка на ушной раковине, теряет свою вероятность, если допускаем, что все данные организма собраны нервной системой и централизованы мозгом, который, в свою очередь, отвечает на эту информацию крайне сложным посредством всевозможных регулирований. Авдизио (1978 г.) пишет об этом четко: " Он уверен, что центры невраксита (аксоны или осевого цилиндра) фильтруют информацию, а также он уверен, что большая часть органов чувств возбудимые только, если они к этому подготовлены; но, как раз, эта подготовка превосходит ощущение и упоминает общий контекст активности. Контроль структуры информации проходит всегда через ответ ".

Мы можем пытаться также проверять гипотезу соответствия между некоторыми психологическими отношениями и общий вид аудиометрической кривой. Предпочтение для одного изображения , а не для другого, отражает некоторое распределение усилий у человека. Мы предложили тест, в котором нужно классифицировать индийские картины, символизирующие чакры, в порядке убывания, в зависимости от своей симпатии для той или другой (Auriol, 1977b; El Bèze, 1979; Auriol и Bassano, 1987). Этот протокол, аналогичен тому, который использует Сзонди [Szondi (1952)] или Люшера [Lüscher (1971)]. Нужно отметить тот факт, что человек не был информирован о значении (для йогов) каждого из этих изображений. За исключением редких пациентов, которым индийская культура более или менее знакома, (например те, которые прочитали труды йоги), большинство людей раскрывало значения этих изображений. Для того, чтобы удобно использовать анализ соответствий (Benzécri, 1973), мы классифицировали ответы таким образом:

Этот " тест " был предложен 121 человек, в возрасте от 15 до 65 лет, обеих полов. Они нуждались в терапии и были выбраны из большой группы пациентов, потому что они страдали уменьшением чувствительности, по крайней мере, на 10 дБ в по крайней мере в одной из частот теста (125 Гц, 250 Гц, 4 000 Гц, 6 000 Гц или 8 000 Гц) в воздушной проводимости, в правом ухе. Протокол, использованный для измерения пороги, был тот, который рекомендует Томатис при проведении " теста слушания ".

Мы обнаружили соответствие, между фактом нарушения слуха в высоких частотах, возрастом, мужским полом, и предпочтением чакр II и III. Существует тот же тип связи между предпочтением чакрVI и VII, нарушением слуха в низких частотах, женским полом, и юным возрастом. Этот результат не позволяет дать какое-нибудь заключение между психологическим поведением, которое заставляет предпочитать некоторые изображения, и " положением слушания ", вызывающим недостаток в одной спектральной полосе, а не в какой-то другой. Причина в том, что выбор чакры может быть связанным с психологическими данными, вызванными принадлежностью к одному полу, в то время как физиология, присущая каждому из полов произвела бы, к тому же, данные установленные аудиометрические отличия.

Два аргумента нас заставляют не поддерживать эту точку зрения:

  1. - слуховая физиология упоминает аудиометрическую разницу между полами, только если возраст за 40 годами, а второе исследование позволило устранить какое-либо влияние возраста на наши данные;
  2. - тот факт, что соответствия значительнее, когда учитываем только пациентов, нуждающихся в психотерапевтическом лечении, приводит к предпочтению психологического фактора в ущерб биологическому фактору.

Те же статистические значения остаются, если оставляем только мужчин или женщин нашей выборочной группы. Проводятся исследования в расширенной группе населения и в том же направлении (Auriol, 1990a).

Нужно проявлять крайнюю осторожность при применении этих соответствий в клинических условиях, поскольку мы их установили на четко определенной группе населения (нуждающиеся в терапии, представляющие значительное нарушение в двух последовательных частотах в высоких или в низких частотах). К тому же, мы устраняли людей " не последовательных ", то есть те, кто сделал противоречивый выбор между двумя чакрами верха или низа, соответственно.

Можно заметить, что большая часть людей выбирает в первой очереди " чакра середины " (V), и исключает сразу VII и, в меньшей степени, III (см. гистограммы в El Bèze, 1979). Среди группы наблюдения, мы можем описать три типа выбора: наиболее частый выбор, "средний ", предпочитают " чакры середины " и исключают крайние чакры. Другой тип выбора - это обратное действие. Можно также поместить крайние чакры в крайностях и в чакры середины  в центре, с двумя симметричными возможностями.

V IV VI II III VII

" средняя " схема

VII II III VI IV V

" крайняя " схема

II III IV V VI VII

" низкая " схема

VII VI V IV III II

" высокая " схема

Наша осторожность в проведении исследования в индивидуальном клиническом плане приспособлена к очень большому теоретическому доверию в выделенных соответствиях. Это не только благодаря поддержке статистики, но и также ввиду масштаба совпадающих аргументов, которые дают повод для отказа от приписывания выше указанных отношений к простым ассоциациям привыкания. Я думаю, что, если устанавливаются такие обусловленности, они должны быть связанными со структурными компонентами, на антропологическом уровне и даже с точки зрения зоологии. Эти связи определены генетическим капиталом и организационным стилем позвоночных существ, в сущности.

Диапазоны частот Леппа

Чакры

Инструменты

Лепп 2

чакра II

Голос (пение, театр)

Лепп 3

чакра III

Рог, фагот

Лепп 4

чакра IV

Труба

Лепп 5

чакра V

Гобой

Лепп 6

чакра VI

Аккордеон

Лепп 7

чакра VII

Аккордеон

 

Если проверено что существует связь между слуховыми порогами и различными частями тела, как мы только что предполагали, то мы должны обнаружить статистические связи между психосоматическими болезнями и некоторыми искажениями аудиограммы. Для того, чтобы удостовериться что исследования ведутся в этом направлении, мы осуществили, совместно с Бернаром Дуаоном, статистический скрининг на выборочную группу (354 женщины и 274 мужчины) из  архива " данных медицинского осмотра " центра социального Обеспечения нашей области. Этот архив был использованным только частично (часть вопросников). В нём, аудиограмма, автоматического типа Вона Бекези (кривые приобретают ровный вид), не дает информации о костном слушании. К тому же, только некоторые частоты были записаны в архиве. На что жалуются люди из нашего списка?

У нас здесь подтверждение классических работ, с указанием частоты заболеваний, связанных с наркомании и неприспособленности к жизни в обществе у мужчин, а также тех связанных с неврозами и с депрессиями (Lemkau, 1974). Недавние исследования, кажется, сходятся, и указывают на важность социально-экономических условий - в ущерб женщине: " Неравенства социального статуса приводят к юридическому и экономическому бессилию, состоянию зависимости по отношению к другим, таким образом, к постоянному снижению самооценки, неудовлетворительным вдохновениям и, в конечном счете, к клинической депрессии ". (Weissman и Klerman, 1978).:

Существует отличия, когда сравниваем индивидов обоих полов с депрессией эквивалентной опасности:

У женщин наблюдаются чаще нерегулярный сон, прерванный пробуждением, легкость слез, уход в себя в обществе, волнение, соматическое беспокойство,
пищеварительные расстройства, генитальные симптомы, запор и/или тахикардия.

Для мужчин, речь идет скорее об само-понижении, и о слабости сил в сосредоточении.

Женщины нуждаются больше внимания,

Мужчины, когда теряют работу, более склоны к бесповоротному самоубийству  (Zetin и coll ., 1984).

Аудиометрическая кривая левой стороны сдвинута по отношению к правой стороне на + 3 дБ в среднем для мужчин, и только на половину (+ 1,6 дБ) для женщин. Это увеличение в отклонении связано с недостатком способности у женщин с правой стороны, в то время как у обоих полов средний недостаток, идентичен в левом ухе. Значения пороги выше налево у обоих полов и для всех частот. Нужно изучать этот симптом среди случайной группе населения, и это свидетельствовало бы об усилии для поддерживания общественной адаптации (слушание речи правым ухом), несмотря на заметную психологическую неустойчивость (см. главу 6).

Сравнение полов, в области частоты различных недугов

Женщины > мужчины

Женщины = мужчины

мужчины > женщины

Недостаток воздуха

Артериальное давление > 16

Курильщик

 

Обмороки. Говорят о своем плохом здоровье. Хронический кашель

 

 

Признанные раздражительными. Покалывание в сердце.  Язва

 

 

Обычный прием лекарственные средства. Боли в желудке

 

 

---> в нервной системе. Сексуальные проблемы (химиотерапия, Сердцебиений, нервы, запор)

 

 

---> запор иного происхождения

 

 

Бессонницы

 

Усталая утром

 

 

 

ДЕПРЕССИЯ или СОМАТИЗАЦИЯ, СПИРТ + ТАБАК

 

 

тоска (III-, VII +) чакра V III +, IV +, VII-

 

 

Способность восприятия слуха образца
(средние потери в децибелах с указанием стандартного отклонения)

 

М

 

Ж

Разница М/Ж

 

П

Л

 

П

Л

П

Л

Герц

 

 

 

 

 

 

 

500

19 ± 8

23 ± 8

<

24 ± 8

26±8

++++

++++

1 000

15 ± 7

18 ± 8

<

20 ± 8

22±8

++++

++++

2 000

9 ± 8

10 ± 8

<

12 ± 8

13±8

++++

+++

3 000

12 ± 9

15±10

>

11 ± 8

13±9

нз

++

4 000

15±11

18±11

>

12 ± 8

14±9

+++

++++

6 000

25±11

28±11

>

22±11

23±1

++

++++

М = Мужчина; f = женщина; П = правая сторона; Л= левая сторона; нз = не значительное отклонение

Женщины лучше, чем мужчины, слышат плохо низкие звуки, но воспринимают лучше высокие звуки. Это подтверждает то, что мы говорили по поводу чакр и дополняет уже знакомую нам работу Корсо (1963 г.), за одним исключением, что возраст рассмотренного здесь населения (38 лет в среднем), намного ниже, чем возраст людей которые он изучал: он  замечает что существует различия между полами только начиная с 50 лет. Таким образом, подтверждается идея, что, общие аудиометрические искажения порогов, выявлены у одного пола, по отношению к другому, не зависят от простого гистологического ухудшения слухового аппарата и слуховых путей, которые его снабжают. Но также такие искажения определены функционированием, нарушенной системой слушания, связанной с индивидуальными и социологическими причинами. Функциональные расстройства, или их воздействия, намного меньше порождают аудиометрические разности, чем депрессивные симптомы, но это возможно связано с тем, что мы располагаем только кривой воздушного слушания: Томатис предполагал, что локализованные соматические расстройства проявляются на уровне порогов костной проводимости. Мы замечаем главным образом, что присутствие различных симптомов классического депрессивного синдрома (" плохое здоровье ", " утренняя усталость ", " бессонница ", " запор "), сопровождается общим увеличением всех порогов или почти у женщин, и, в меньшей мере у мужчин. Возможно, нужно приписывать это явление обычному приему женщинам бензодиазепинов (вид транквилизаторов), в противоположности мужчин, более склонных к употреблению спирта и табака. Возможно, существует связь между нерегулярностью кривой и " ипохондрией ", или наличием функциональных расстройств (тревога, частые приступы плохого самочувства, истерия).

Чакры и Характер

Чакры, позволяют ли они построить Типологию, подобную темпераментов по Гиппократу или исследований Шелдона, Кретшмера, и т.д.?

Вероятно да.

Можно уже отмечать, теперь что присвоение каждой чакре определенного органа восприятия и органа действия, нас обязует устанавливать связи между чакрами и фрейдовскими чувственными стадиями или зонами импульса Лакана. Ален Дельрё объясняет в своем фрейдовском тематическом Индексе:

" Понятие характера довольно туманно, так как оно может ссылаться на врожденное явление (наследственное и/или конституциональное), и/или приобретенное (опыты, обучение, идентификации своего я и сверх-я), порождая все черты, нормальные и/или патологические, которые придают свой стиль каждому индивиду. Если останавливаемся только в рамках сексуального поведения и случайности, без учета характера, можно говорить о чувственном типе. (...)

Кроме того, теория стадий утверждает, что любой индивид переживает обязательные этапы, с определенной продолжительностью. Эти этапы, отличаются своим типом привязанности и чувственным предметом. В течение этих стадий индивид прикрепляется в случае необходимости, или чаще всего регрессирует в случае патологии. Эти стадии, во всяком случае, раз пережиты, оставляют свои следы у всех ".  (Стр. 110)

Следующая глава (13) => Нужно осмеливаться провести психоаналитический анализ слушания

Возврат к Плану

Google
  Web auriol.free.fr   


Psychosonique Yogathérapie Psychanalyse & Psychothérapie Dynamique des groupes Eléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : )

© Copyright Бернар ОРИОЛЬ (email = auriol free. fr)

последнее обновление

22 января 2006