Дискриминация высот и длительностей нот

Ключ к Звукам,  Глава 4: ПРОСЛУШИВАНИЕ ОТЛИЧИЙ

Доктор Бернар Ориоль

Применение, которое мы делаем с нашим ухом, имело бы только незначительный  интерес, если бы нужно было просто говорить либо о присутствии звука, либо о тишине. Мы должны не только вылавливать шум, но ещё главным образом его превращать в сигнал, следовать по следам за интересной “ формой ” в невнятном потоке, который ощущаем, и в то же время игнорировать то, что нам не пригодно.

Отличия интенсивности амплитуд

Музыканты описывают целую гамму диапазонов, идущую из едва слышимого пианиссимо до фортиссимо, проходя через пиано и форте... Для  определения способности индивида к этим отличиям, его попросят сказать, если звук, сильнее, слабее или равен предыдущему (своему эталону). Самая меньшая разница по интенсивности, которую человек со средней способностью может ощутить, будет равна 0,5 дБ (Miller, 1947). Действительно, время паузы, отделяющее оба сравниваемого звука, играет важную роль: когда интервал очень короток, первый звук кажется сильнее, чем он не должен был бы (Postman, 1946). Это значить, что настаиваем на тот факт, сколько слух может зависеть от общих факторов (присутствие или отсутствие сознательного внимания, памяти, и т.д.). Недавние исследования, не позволяют уточнить все механизмы в этом явлении, но дают возможность утверждать, по крайней мере, что “ именно в центральном уровне, система комбинирует по необходимости, разную информацию из всех периферийных волокон "... (Botte, 1989 ; Baruch, 1987).

 

Таблица интенсивностей
Психологический эффект
дБ(A)
Шумы
Музыка
Разрушительный
140
Реактивный двигатель
 
130
Молоток клепальной машины
----- порог боли -----
Очень вредный
120
Реактивный двигатель на расстояние 100 м
 
Критическая зона
110
Симфонический оркестр
fff
100
Отбойный молоток на расстояние 1 м
90
Грузовик (на расстояние несколько м)
80
Оживленный перекресток
ff
70
Личный автомобиль
f
60
Разговор на расстояние 50 cm
mf
Допустимая зона если продолжительность ограничена
50
Фоновый  шум в тихом месте
p
40
Спокойная музыка , голос на расстояние 3 м.
pp
30
Шёпот
ppp
20
Тихое городское жильё
10
Лёгкий шум листа
0
Порог восприятия
Тишина
-10
Гиперакузия

Способность тонального анализа [1] [1]

Музыканты называют “комма” изменением одна нона тона. Это наиболее слабая разность высоты, которую они принимают в расчет (от ноты “ до диеза ” до “ ре бемоля ”, например). И при том! Скрипач играет эту ноту, в то время как пианист её не учитывает2[2]. Психофизиология пытается устанавливать, какая самая маленькая частотная разность ощутимая человеком. Первая идея проявлялась только в интерес к чистым звукам, поскольку они легко производятся или воспроизводятся, из-за четкости в частоте и в амплитуде. Можно их измерять и не подлежат ни какой экспериментальной неясностью. Этот дифференциальный частотный порог3 [3]  составляет 0,003. Он в шесть раз острее, чем нота “ комма ” (0,018) и придает эстетический оттенок индийским музыкальным произведениям или сложным исследованиям современных композиторов. Между тем, подобное исследование не является единственной возможностью, так как довольно многочисленные литературные произведения касаются сложных звуков, столь ближе к нашему обычному звуковому пейзажу.

Существует любопытный факт: два звука, отделенные октавой, сливаются. Кажется, что они образуют одно целое, что у них одна и та же высота. Они смогут казаться очень близкие, если их разница сводилась бы к полутону! Таким образом, каждая из степеней гаммы имеет кое-что вроде цвета – хромы (chroma), который повторяется в следующей гамме. Ощущение высоты состоит из этого ощущения, “ хромы ”, добавленного к чисто частотной составляющей – тония (tonie 4 [4])

Эти аналитические способности действительные для очень тренированных людей или, по крайней мере, со средними способностями. Мы можем интересоваться, в какой мере один индивид проявляет способностью, услышав звук, сразу его отличать от другого аналогичной амплитуды [2] [5] , но различной в высоте, и четко характеризовать направление изменения: высший ли этот звук или ниже? Эта способность зависит от индивида, от выбранной частоты эталона, и взаимодействия этих двух факторов (Demany, 1985). Для измерения, необходимо давать послушать оба звука по очереди, поскольку это улучшает чувствительность. Продолжение промежуточного молчания не оказывает никакую пертурбацию, если оно составляет от 1/10-ой секунды до 1 секунду (Postman, 1946; Harris, 1952).

Слух, как другие чувства, а так же как нервная система со своими соединениями в целом, стремится к выделению контрастов между соседними элементами: как результат, звуки различной высоты, представленные в коротком времени кажутся ещё больше различными, чем они есть в самом деле. Кажется, что они отталкивают друг друга (Larkin, 1978; Rakowski, 1980). Дифференциальные пороги частоты и интенсивности улучшаются, если их измерять для обоих ушей одновременно; по-видимому, тогда, они объединяют усилия для большей чувствительности; в настоящее время, механизм этого слияния, которое проявляется также для абсолютных порогов, не изучен. Однако можно ссылаться на стр. 42, замечание 30, и стр. 83.

 

Частотная разность в клинике

У некоторых музыкантов особенный талант сразу характеризовать звук по схеме низких и  высоких, и заявлять, что речь идет о нотах “ля2” или “до4”, не прибегая предварительно к слушанию эталонного звука. Говорят, что у них есть “абсолютное слух”. У большей части музыкантов, у которых нет этой способности, присутствует, по крайней мере, способность оценивать разность высоты между двумя звуками (терция, полутон, и т.д.).

Каждый из них должен ощутить, по крайней мере, изменение кварты (хотя бы его направление, или его значение), колеблющее от “фа” до “до” или до “фа диез” например... Однако, даже в профессиональном оркестре, встречаются ряд исполнителей, которые не способные это сделать: в случае когда представленные звуки чистые, лишены обертонами, которые их обычно превращают в музыку, в музыкальные ноты, ноты музыкального инструмента, со своим тембром, со своим отличным характером звукового инструмента, например специфическим пианино, гитарой или контрабасом. Это особенно проверено для высших частот, до высокой ноты пианино: выше 4 кГц. Погрешности, когда они существуют, могут почти всегда находиться в этой зоне у специалистов оркестра или пения. Было бы излишне, из этого заключить, что эти частоты не музыкальные! Они становятся ими, если только развивать у человека слушание этих нот (Auriol, 1988b).

Томатис (1974a), основываясь на гипотезе, что способность отличать какой-либо чистый звук от другого тесно связана со степени селективности системы вокруг частоты, выбранной как сравнительное значение, назвал это явление “закрытие селективности”, “закрытие слуховой диафрагмы”. Оно может проявиться во всех стадах аудиограммы или только на одном из ее фрагментов. Гариссон (1981 г.) заметил что термин “ селективности ” не подходит для назначения того, чего стоило бы лучше назвать “частотная разбивка”, и это признает сам Томатис (comm. pers., 1975. Можно использовать также термин “C AT”, или “Способность Тонального Анализа”, как я это предлагал на Конгрессе “RESACT (Научное исследование и улучшение условии труда) ...  (Auriol, 1988c).

Вот метод, который он предлагает для измерения: даем послушать одному из двух ушей пациента чистый звук, наиболее острый, с амплитудой выше среднего порога, затем другой звук, на ½ октавы ниже. В конце эксперимента, пациент должен сказать, эти два звука имеют ли равную высоту, их интервал возрастающий или нисходящий…

 

A. Вариация дифференциальной доли Df/d в зависимости от частоты, на 40 дБ (SL). Дифференциальная доля представлена в % в ординатах. Снижение относительной остроты при частоте ниже 0,5 кГц и выше 2 кГц.

B. Дифференциальной порог частоты Df фрагмента верхних частот в зависимости от частоты разбиения. В качестве сравнения, со знаком дефиса, кривая  дифференциального порога частоты f чистого звука. Частота модуляцииГц
Рис.13 : Дифференциальный порог частоты (Buser, 1987)

 

 

 

Повторяем процедуру от квинты до квинты, начиная с 8 000 и до 125 Гц. Такой же эксперимент повторяется с вторым ухом. Срок стимуляции, ниже 200 мс (Moore, 1973) может ускорить чувствительность теста, главным образом для частот выше 4 кГц. Для некоторых интервалов, не наблюдается никакая разница высоты, или даже эта разница указана в противоположном направлении своего свойства!.. Берар (1982 г.) отмечает, что результаты почти такие же, когда ставят частоты, которые надо сравнивать в их убывающем или растущем порядке... Как все пользователи этого теста, он подтверждает, что результаты меняются незначительно во времени, за исключением случая психологического шока (закрытие) или звуковой терапии (открытие).

Одно ухо “ острее ” другого?

Поскольку много пациентов проявляют неспособность четко отличать низкий звук от острого звука, подобное явление касается также звука направленного к одному уху по отношению к тому же звуку, направленному ко второму уху. Суть патологической “ диакузии ” в том, что слушающий, ощущая звук чистой частоты обеим ушам одновременно, его воспринимает острее одним ухом, чем другим. Он ощущает одновременно две высоты для одного и того же звука. Это расстройство довольно частое явление при дисмузиии ( потеря способности вспоминать музыкальные звуки ) и амузии ( потеря способности различать музыкальные звуки ).

Боковое изменение ” - частое патологическое явление, но не с точки зрения ОРЛ. Стимулируют каждое ухо отдельно; слушающий должен определить, на одной и той же высоте два звука, или если один звук острее другого. Музыкант, часто, может определить разность в половины или даже одного тона! Грубеющие отклонения располагаются в концах спектра, в то время как, в “ средних ” частотах они обычно слабы (это аналогично всему тому, что знаем по слуховой способности в шкале звуков). Подобные ошибки появляются именно, когда чувствительность одного уха становится намного ниже той другого уха.

Рис 14. Диакузия у “нормального” человека (Buser, 1987).

 

В то время как правое ухо было под воздействием звука определенной частоты, отрегулируем частоту, применяемую к левому уху, так, чтобы оба звука кажутся на одной и той же частоты. Проценты изменения частоты, выражены в + или -, записывается как ординаты, для каждой тестированной частоты (Buser, 1987).

Лепп (1971b, 1977a) заметил частое повторение этого явления у абсолютно здорового человека с точки зрения ЛОР, и даже у сведущего музыканта. Ошибка наоборот усиливается, но не уменьшается, когда увеличиваем амплитуду, переходя на пример от 30 дБ (“пиано”) в 60 дБ (“меццо-форте”). С другой стороны, возможно, существует соотношение между диакузией в определенной частоте и значением разницей порогов между обоими ушами для данной частоты (Brink, 1970). При некоторых заболевании ЛОР (Меньера болезнь напр.), выявляется высокое значение ошибок. Если сравниваем музыкантов до и после трех часов оркестрового выступления, то обнаружим четкие различия: тест до выступления показывает что всё в норме, затем искажён (ошибки порядка 20 %) для некоторых частот. Можем классифицировать субъектов для каждой тестированной частоты, в зависимости от качества их способности; обучения и искажение связано с шумом влияют на различие между музыкантом и не-музыкантом. Индивидуальные факторы, чаще всего психологического порядка, также влияют на результаты; высокие значения без сомнения связаны с ухудшением способности тонального анализа(CAT).

Лепп (1977a) настоял, за Леконтом дю Нуиом, на изменениях биологического времени по отношению к времени часов. Когда одна секунда хронометрического времени очень заполнена, она, кажется, длилась только доля секунды, настолько, что 440 вибраций диапазона уже не достаточны для субъективного воспроизведения ноты “Ля”; а оркестр, во время большой “драматической интенсивности ”, стремится к “ более острой ” игре для компенсации этого явления. Как только тон “ поднимается ” в драме, он поднимается также в оркестре. “ Симметрично, музыкантам определенного возраста кажутся что диапазон “ поднимается”, начиная с молодости, в то время как, в самом деле, это их биологическое время опаздывает.

Понимаем, что эти замечания, привязанные к значению, характерному для каждой спектральной зоны (см. главу 12), смогли сыграть роль в объяснении индивидуальных изменений и в том факте, когда некоторые частоты принимают участие у одного индивида и другие у другого.

Психологическое объяснение способности тонального анализа

Пилот, так и дикарь, должен быть в состоянии выявлять, запоминать, анализировать и понимать тонкие жизненно важные изменения звуковой среды: голос диспетчера или прикосновения змеи-минутки. Как и для большинства из нас, он должен отодвигать очень легкие звуковые, ожидаемые или вызывающие опасения от огромного шумового фона в котором он находится. Тут важнее всего соотношение сигнала и шума, больше чем воспринимаемый необработанный уровень.

Томатис (1974a) показал огромное воздействие “ закрытия селективности ” (ошибки тонального анализа) у большого количества индивидов: какими бы не являлись, страдающими дислексией, гиперкинетическими, боязливыми, робкими и т.д. Я был поражен лично проявлением этого явления у студентов музыкантов или даже, хотя очень редко, у выбранных музыкантов на конкурсе для симфонических оркестров хорошей репутации. В этом последнем случае, играть правильно предполагает систематическую, повторную и изнурительную работу.

Было доказано, что способность к “ классификации ” фонетических звуков играет очень важную роль в изучении языков, чтении и правильной записи слов. Очевидно, что частотная дискриминация (и в малейшей степени интенсивности), здесь благоприятствующее условие. Плохая дискриминация высот ведет к любым видам ошибок (Bradley, 1983).

Роблин (1987), на основе исследования среди учеников 6-ого и 5-ого класса, установил статистически (анализ соответствий, дискриминирующий анализ, и т.д.) что способность правого и левого тонального анализа были связаны. Выявилось, что ошибки группировались согласно трем частотным зонам (низкие, средние, высокие), а также что высокие звуки были более уязвимы, чем низкие, и слух левого уха больше чем слух правой стороны. Он смог предсказать значение касательно учебных успеваемости (70 % точных прогнозов, касающихся перехода на следующий класс), что сравнивается с значением предсказания психотехнических тестов (чтение и орфография, понимание, способность к устному мышлению, способность к обучению любых порядков). Особенно показатели, касающиеся способности тонального анализа для левого уха кажутся наиболее надежными.

Дали психологическую интерпретацию неспособности тонального анализа: она объясняется, вероятно, сильное подавление (сознательное или нет) эмоционального общения, и включительно любых видов эмоций. Например, скрытая агрессивность, которая не может выражаться открыто, или доступная и недоступная потребность в нежности, и т.д. Социальная выразительность может быть связана с “ открыванием ” “ способности тонального анализа ” настолько что, когда субъект начинает ощущать отличия, которые он не знал и их правильно расположить, наблюдаем, почти всегда, изменение поведения, заметное для окружения. Говорят, например что “ она начинает улыбаться и говорить ”, “ он становится агрессивным ”, “она начинает посещать кучу людей ”, и т.д., в то время как сам человек может не осознавать это явление или его отрицать. Ребенок, чья способность тонального анализа заблокирована, остается  “сжатым; он не может ничто сказать; он всегда спокоен как баран ” (Tomatis, 1974a), в то время как очень сильная агрессивность “ может скрываться ” под безобидным отношением. Когда способность тонального анализа открывается, до того как  проблемы подобного рода были решены по отношению к окружающей среде, скрытая агрессивность становится явной, взрывной, неожиданной; она тогда направлена особенно на материнские образы, на группу людей, и т.д.

Томатис (там же, стр. 21) связывает сложность упразднять этот слуховой симптом с его архаичным материнским происхождением. Статистическое исследование, которое мы вели с М.Бертеном (Auriol et Bertin, 1979) предполагает связь между тестами зрительной и двигательной координации, и открыванием способности тонального анализа (в особенности для “ метки в цель с пулей ” и “ быстроты черчения палочками ”).

Попытка теоретической интерпретации способности общего анализа 6[6]

Эти разнородные данные смогли бы найти свое сходство в интерпретации, связанной с вектором верх - низ со своим символическим общим характером, обновленным психологией проективных преломляющих тестов (графология, тесты рисунка в особенности), с верхом, связанный со “ значениями ”, с повышением, с разумом и духовностью, а также с низом, отнесшимся к материалу, к грубому, к чувственному, и т.д. (Duparchy-Jeannez, 1913; Pulver, 1931). Что означала бы действительно эта способность к установлению иерархии, к анализу низкого и высокого порядка7[7]?. Речь идет не только о количественной оценке (подобно того, когда мы говорим, что высота Эйфелевой башни более 300 метров). Но скорее мы можем говорить о положении в вертикальном масштабе (Пьер, который на первом этаже, ниже ростом, чем Поль, уже дошедший до третьего, несмотря на то, что Пьер гигант, а Поль карлик).

Отличать низкий звук от высокого не ограничивая на определение разницы, быть способен на относительную векторизацию этой разницы, придавать ей направление, это - пытаться объединять, без перепутывания, то, что наиболее трудное по сочетанию: глубины с высотами. “ Количество стремится к низу, а качество к верху, автоматизм к низу, мысль к верху. Вертикальная ось - ось диалектики: детерминизм противостоит либерализации, или обязательство противостоит абстракции. Присутствует иерархическое и неравноправное направление, которое не возможно следить пассивным действием, а, только осмеливаясь, усердно нести ответственность за самую эту ответственность! ” (Ditroï, 1977). К количественной отметке соответствует количественный критерий, отмеченный количественным показателем; к качественному показателю связывают критерий иерархического порядка, благодаря порядковым числам.

Способность тонального анализа смогла бы идти в пару с порядковой способностью. Она позволяет структурировать мысль и понятия, которые она содержит в иерархизированной группе. Кардинальному критерию соответствовал бы элементарный вид, позволяющий перегруппировку объектов в не иерархизированных концептуальных ящиках, на основании, например, сходства на главный прототип, считаемый локальным стандартом. Место прикосновения в порядковой позиции. При отсутствии тонкой способности порядковой дискриминации, масштаб прожитого опыта остается несущественным и в туманности, если это правда, как это утверждает Пайар (1987 г.), что “ случайное и непредсказуемое можно определить только в терминах неспособности приемной структуры опознавать порядок или правильность в наблюдаемых явлениях ”.


Изменение способности тонального анализа под воздействием тренировки

Индивидуальная чувствительность к частоте поддается “ улучшением под воздействием определенных упражнений и, у большей части людей, очень длительный период обучения может потребоваться, прежде чем показатели достигнут своего максимума” (Wyatt, 1945; Demany, 1985). Методы, использующие аппараты модификаторы слуха могут эффективно способствовать такому изменению. По крайней мере, мы это проверили для очень грубых ошибок анализа, которые затем исчезают быстрее или медленнее, полностью или частично и окончательно или временно у большей части пациентов под этим типом лечения.

Хрома, тембр и высота

Мы должны рассмотреть тут интересное различие, но которое употребление слов, иногда не очень ясных, усложняет понимание. Изучение сложных звуков ведет к выявлению двух типов высоты (высота фундаментального звука и тембр); психо-акустика чистых звуков вызывает уже знакомые различия, и которые имеют пересечением с этой психо-акустикой: необработанная высота и хрома.

Необработанная высота и хрома

С самого сначала одна загадка: почему, когда мы слышим сложный звук, полный множеством элементарных звуков, имеющим каждого своя собственная “ высота ”, имеем ли мы впечатление об их общей высоты? И почему эта высота - высота фундаментальной составляющей, в том числе, когда эта последняя слабая ? И ещё: может произойти, что основная составляющая ноты, вообще отсутствует, значит с нулевой интенсивности, у нас возникает впечатление что, звук, который мы слышим, является перевоплощением этой основной части частоты! Маленький ребенок и млекопитающие разделяют с нами эту “ тайну отсутствия основной ноты 8 [8]  ”! Выдающаяся часть фундаментального компонента из сложного звука не связана таким образом с амплитудой этого самого фундаментального компонента (Seebeck, 1841); зато тем число спектральных составляющих больше, чем выше он значителен.

Все испытания предполагают несомненность, что основная высота сложного звука возникает после сложной работы системы слуха и затрагивает центральные нервные структуры: решающий аргумент в том, что с обертона в прямом ухе и обертона вышей амплитуды в левом ухе, субъект может услышать их общая основная нота (Houtsma, 1972)! Показали также, что мы способны услышать основную ноту в результате обстрела своими обертонами возникшие мгновенно, но, не складывая друг на друга (Холл, 1981). И ещё: при звуке неустойчивой частоты, но который немного отклоняется от данной частоты, наша слуховая система старается устанавливать среднее значение и нам дает возможность находить точную и устойчивую частоту (Iwamiya, 1983).

Две высоты

Название

хрома

тония (Demany)

 

остатки

тембр (Risset)

музыкальная высота

основная часть звука (Kohler, 1915)

тональная высота

спектральная высота

 

основная высота

грубая высота

Частоты

de 60 Гц à 5 kГц

от 20 Гц à 20 кГц

Зона

мелодичная

основная

Кодирование

временный (тонохрония)

космический (тонотопия)

Голос

основной

парциальные и основные

Ухо

первое

левое

Тип

музыкант

меломан

Музыка как

язык

игра

Слушание

линеарное, аналитическая

глобальная, синтетическая

Полушарие

левое

правое

 

Основная высота и тембр

Меломаны называют высоту звука ту звука “ основной ноты ”. Другие составляющие вибрации (обертоны, “ парциальные ”) являются физическими прототипами “ тембра ”. Этот последний дает обычно возможность, таким образом, отличить два звука одинаковой высоты и продолжительность; таким образом, нота “ до” сыграна на пианино будет отличатся от  нота “ до” на клавесине или на трубе!

Знаем уже давно, что ухо может нам дать почувствовать иллюзию несуществующих звуков: например, если играем на органе, обертоны ноты, которой не касаемся, наш разум эту ноту “ услышит ” [9]. В этом случае, физически, услышанная вибрация не существует нигде, даже не внутри уха, как некоторые предполагали! Именно наша нервная система строит эту информацию, которая, впрочем, не требует обязательно гармоничную связь между реальными звуками. В любом случае, это гармоничная связь достаточна, чтобы произвести явление, так, чтобы слушатель музыки, фильтрованной в фильтре верхних частот (без основной ноты аккорда) смог ее опознавать очень хорошо и даже её напевать!

Шепар (1964), а затем Риссе (1969a, 1969b, 1971), рассматривают оба типа высоты, о которых мы уже говорили: тональная высота (соответствующая обычному понятию высоты) и спектральная высота (связанная с влиянием присутствия обертонов или парциальных нот одновременно). Варьируя эти два параметра в противоположном направлении хитрым образом на компьютере, они сумели производить звуковые иллюзии (парадоксальные звуки): звук, который кажется постоянно восходящем или нисходящий (воспроизводим таким образом в звуковом плане своего рода лестницы Пенроза, повторены Ешером (рис 15)).

В действительности, мы не равны перед этим явлением: ухо некоторых людей проявляют больше чувствительности к спектральной высоте, в то время как ухо других, к тональной высоте. Опыты Шарбонно и Риссе (1975) предполагают, что правое ухо ощущает лучше тональные мелодии, а, левое ухо лучше следит за спектральными мелодиями. Эти два замечания смогли бы привести к созданию простого теста, чтобы определить, человек более привлечен ли к эмоциональным значениям левого или правого полушария (согласно тому, что он основывается, в своем слушании, на спектральные или на тональные последовательностей).

Мы провели тест, с добровольными лицами, считаемыми “ здоровыми ”, по двум типам звуковой иллюзии: нисходящие парадоксальные звуки, которые, кажется, снижаются без конца и возрастающие парадоксальные звуки, которые, сказали бы, что они постоянно поднимаются. Эти опыты были проведены в нашем офисе и во время стажировок по музыкотерапии с Р. Тупотт (июль 1979). Протокол был следующий: представлять “ звук, который поднимается без конца “ или тот “ который спускается постоянно ”, на относительно высоком уровне и повторно, в течение, по крайней мере, десяти минут. Вот некоторые из наблюдаемых реакций: некоторые участники, были встревоженными нисходящими звуками, испытали неудержимую веселость для восходящих звуков; многие подтверждают, что нисходящие звуки создавали неблагоприятные условия для дыхательных движений вдохновения, в то время как возрастающие звуки затрудняли выдыхание.

Рис 15. Лестница Пенроза, переписанная  Ешером (Baken, 1987)

 

Нисходящие парадоксальные звуки

Один человек (O. G.) использует определения “ тяжелый, разлагающий, навязчивый ” (можно обнаружить этот последний термин в большом числе протоколов). У одной молодой женщины (N. A.) голова кружится, которая поворачивается и она жалуется на тошноту. У нее впечатление, что она свертится, спускаясь, как Алиса в стране чудес. Она пишет с трудностью, испытывает сильное ощущение тревоги с затруднениями дыхания и комка в горле. Вследствие прослушивания, она испытывает затруднения речи, чувствует себя “ полностью несчастной ”: “ Я ошибаюсь номерами телефона, я пишу слова наоборот, ощущение головокружения, неловкости. “ Многие другие будут жаловаться на тошноту впечатления или головокружительные ощущения ”.

Молодая женщина, Вероника, специалист телесных методов, пишет: " Ощущение снижения моего внимания вместе со звуком, с головы к тазу (или я это просто себе представляю?). Желание, чтобы звук ускорился, нетерпение; я замечаю, что фактически звук не снижается действительно, что речь идет просто о впечатлении, что она начинает заново на том же уровне. Она немного не удовлетворена как при запоре или в ожидании оргазма, который не приходит. “ Мужчина в возрасте 53 лет говорит об опасности: “ Оно взорвется, меня погубит. У меня зубы сжатые. “ Об этом впечатлении, на уровне челюсти, говорит другая аудитория. Другая добавляет: " Я тронута до глотки; впечатление, что мне горло прокололи. “ Многие упоминают роликового прибора дантиста, который вибрировал бы медленно! Берта, 32 лет находит, что  прослушивание пронизывающее, раздражающее, и чувствует, как многие другие, возрастание гнева, желание нападать.

 

Возрастающие парадоксальные звуки

Человек, который неспособный выдерживать нисходящий парадоксальный звук покидает комнату, но слушает возрастающий парадоксальный звук. Три слушатели избегают возрастающих парадоксальных звуков: “ невыносимая пытка ”, “ бесконечная пытка, маленькими последовательными дозами ”. Девушка, 25 лет, пишет: “ Что-то ужасное произойдет, шум, предвещающий взрыв. Если я расслаблюсь: удовольствие растущей мощи, которая поднимается во мне; мощнее и мощнее, сильнее и сильнее. Я заполняю пространство и появляется ощущение страха, кажется, что взорвусь: опасное удовольствие”. “Испытываем жажду и нет времени её утолять; остаемся с голодом, не имея возможность его утолить, постоянно настороже. Находимся в безумном бегу, который мне упоминает этого механического Оранжевого персонажа, который едет со всей скоростью в своей машине, раздавливая все на своем пути с ужасающим садизмом. Головная боль, желание рвать, болезненная точка в спине. После эти пятнадцати минут прослушивания, я чувствую боль в ушах, и голова становится тяжелой. Я чувствую точку сильного пульсирующего ощущения, который в отличие от предыдущих, приятен... “ После мига “ притяжения к цели, приближения катастрофы, я чувствовал подобно радости, возрастающей, и приближалась к взрыву; мне хотелось, чтобы это продолжилось долго ”. Для другой молодой женщины (J. T.), этот фрагмент более переносимый, он напоминает чувство надежды “вызванное восхождением ”. Один участник (O. G.) говорит о “ неудовлетворённом напряжении”.  Одна участница прослушивания подчеркивает, что после прослушивания, она испытывает ощущение недостатка, впечатление что " что-то потеряла ”. Мужчина, 53 лет: " это становится очень ярким, быстрее и быстрее. После завершения прослушивания, я хочу остаться неподвижным, в тишине, усталый, но спокойный”. Ощущение “ быстрее и быстрее “ часто обнаруживается в отчетах. Некоторые участники говорят об изменении мнимой продолжительности теста, либо это время показалось короче, либо оно показалось дольше, чем ее хронометрическое время, значит пятнадцати минут.

Нисходящие тоны

Возрастающие тоны

гнев, агрессивность.

Надежда, радость.

Ощущение агрессивности на свой адрес.

Ощущение мощи.

Состояние тревоги, проницаемости

Садизм, проникать

с головы до таза.

с таза до головы

тревога, сжатые зубы, чувство комка в горле.

Состояние боевой готовности.

Головокружение.  

Наполнять пространство

Вес, падение.

Свет, скорость.

Выдыхание.

Вдыхание

Затруднение в произношении речи и в писании.

 

Склонность к изменению порядка слов.

 

Эти замечания предполагают, что парадоксальные звуки являются источником тревоги, но характеристики этой тревоги зависят от личности и возрастающего или нисходящего характера явления тяжести.

Тест временной дискриминации Леппа (дельта t)

Один индивид, как подтверждает Лепп (1978 г.) может четко отличить очень близкие звуковые импульсы; другой, наоборот, перемешивает и превращает их в бесформенную “ кашу ”! Иными словами первый ощущает в одном фрагменте, немного сложен, намного больше информации, чем второй! Он предлагает таким образом измерить временную разделительную мочь, то есть продолжительность максимальной тишины между двумя звуковыми щелчками.

Способность временной дискриминации измеряется следующим образом: даем послушать десять серий по пятых щелчках, идентичные друг друга, но отделенные друг от друга временем тишины от 2 до 250 тысяч секунд. Просят субъекта начертить палочку для каждого услышанного звука, отделяя меньше или больше промежутками эти черты, согласно тому, что щелчки были более или менее разделёнными. Когда интервал не ощутим для субъекта, он пропускает одну палочку и объединяет два звука в одном: таким образом, мы сможем отметить как незамеченный соответствующий интервал тишины. Это делается таким образом: например, называем первый щелчок C1, вторым C2, и т.д., и тишину  между двумя щелчками, временем, значение которого в тысяче секунд: C1-20-C2-250-C3-100-C4-5-C5.

Мы запоминаем наименьший воспринимаемый устойчивый интервал в качестве значения теста (дельту T). Норма, отмеченная у около 300 человек, среди которых молодые, музыканты, составляет от 25 до 50 мс, в то время как предельные значения были приблизительно 5 и 100 мс. Эта разделительная мочь поддается обучению, например, она улучшается у настройщиков пианино! Мы можем заинтересоваться также способностью человека к определению различий между интервалами, надлежащим образом, иными словами его ощутимостью на ритм (Oléron, 1959; Stambak, 1960). Фрагмент, описанный на примере выше (C1-20-C2-250-C3-100-C4-5-C5) должна вести к тому, что субъект напишет:

I I I II

Бассу (1983 г.) настаивает на вероятности существования двух отношений, второе намного производительнее, чем первое: в одном случае, субъект осуществляет сразу расчет чувственных событий, которые он должен пересчитать, в другом случае он получает глобально целое сообщение и в нем обнаруживает формы. Эти формы могут быть использованными для подсчета, если имеется меньше шести событий. Здесь, как в дихотомическом тесте (см. глава 6), существует чистая асимметрия между обоими ушами (левое ухо, направленное к “ форме ” возбудителя, правое ухо к “ подсчету ”).

Бассу и Юржелл предлагают изменить тест используя единственную продолжительность паузы между щелчками одного и того же испытания, выполнены в переменном количестве (от 2 до 5): субъекту остается только их считать, не прибегая к воспроизведению ритма. Начинаем с очень слабых щелчков и их увеличиваем, на каждом этапе на 20 мс.

Например: щелчок 1-20 мс - щелчок 2-20 мс - щелчок 3 / щелчок 1-40 мс- щелчок 2 / щелчок 1-60 мс - щелчок 2-60 мс - щелчок 3-60 мс - щелчок 4-60 мс - щелчок 5 / и т.д..

Ответы субъекта должны быть: 3, 2, 5. Этот способ процедуры имеет некоторое преимущество, это систематизация протокола (раздробляя проблему транскрипции ритма и проблему ощущения пауз согласно их продолжительностью). Мы называем наименьшую ощутимую продолжительность “ дельтой T ” трестированного человека. В этом случае, изучаем отдельно способность к ощущению ритмы согласно теста Стамбака (Stambak): даем послушать человеку серию звуков ударов, согласно некоторому ритму и он должен воспроизвести последовательность (интервалы между ударами хорошо отмечены, так, чтобы не было заблуждение у человека между двумя последовательными звуками). Минимальная ощущаемая длительность (дельтой T) составляет обычно около 40 мс (Godin, 1985), но намного улучшается путем обучения слушания, и таким образом, профессиональные музыканты обнаруживают интервалы, ниже 10 и даже 4 мс, и проявляют себя более устойчивыми в их определении, чем менее тренированные субъекты. Их распознавание чувствительнее и также вернее. В условиях клиники, ответы варьируются от полной отсутствия способности пересчитывания щелчков, до способности узнавать точную последовательность для дельты T, значения которой от 2 до 500 мс.

Возникает вопрос о том, чтобы знать, если тест подходит ли для определения временных способностей системы уха / слуховой коры головного мозга. Или мы должны прочитать его результат как обобщенное отражение? Например, если значение дельта T 100 мс, это соответствует простой “ слуховой ” медлительность, в то время как, зрительные, осязательные, психомоторные процессы имели бы временное различное разрешение? Или, должны ли мы связывать это явление с чем-то вроде “ лени ” центральной нервной системы в целом? Идет ли речь о медлительности функционирования каждой из раздражительных единиц (нейроны, синапсы) или функциональной совокупности, включающей более или менее длинный “ путь ” (заимствуя более или менее сложные, дальние пути), или еще, это связано с обработкой данных, подключающей практически все церебральные структуры?

 

Особый случай

Чтобы это разъяснить, мы рассмотрим – в очень кратком изложении - случай, который нас поразил. Это касается одну из наших пациенток, Лин Льендретта, восемнадцать лет, студентка в школе делопроизводства. У неё возникли большие трудности в учебе, и уже год как была захвачена недугами зевот. Это было без сомнения один случай гиперсомнии, который, во время этих событий, не был изучен. Шестью месяцами позже, обнаруживают скрытую форму недостаточности щитовидной железы (гипотиреоз) без увеличения гипофизарного гормона, стимулирующего деятельность эндокринных желёз щитовидной железы (TSH), и разные незначительные гипофизарные беспокойства. Гормональные нарушенная и гиперсомния вылечились в течение звуковой терапии: они были не связаны таким образом с какими-либо органическими свойствами. Мы тогда допускаем, что они укоренились в основном при ранних испытаниях, или связаны с биографией и новыми семейными и учебными условиями. Она выглядит пессимистической, аккуратной, главным образом в течении четырех или пяти лет. Она напоминает свои частые конфликты со своим отцом, которого она находит раздражительным, лишенным какого-либо терпения!

Отметим время, когда значительно ухудшилась эта функциональная картина нарушения функций эндокринных желёз, и в какой момент появляются психологические расстройства депрессивного типа, приводящие к посещению психиатра. Это время соответствует того когда она должна переходить с обучения стенографических  знаков на быстрый набор этих знаков. Она тогда растерялась и просит пощады:  “Я очень утомилась, как только я занималась стенографией ”… “ стенография меня разрывает, это слишком быстро ”… “ стенография меня полностью ослабила ”. До этого, несмотря на свою признанную медлительность, и из-за которой она была вынуждена проводить больше времени чем её подруг на задания, она “ справилась”; когда надо обязательно ускорить ритм, всё делать, не очень хорошо, но очень быстро, все для нее закончено, её курсы обучение прерваны и она сможет возобновиться только после методического звукового лечения и планирования своих профессиональных перспектив.

А ведь, её значение дельта T превосходит или оно равно100 мс, а это - крайне редкое значение. Напротив, её тональная аудиограмма приближается к норме и её способности отличать частоты, превосходящие. Это простое клиническое наблюдение, кажется, свидетельствует о значительных связях между значением дельта T и другими временными данными, касающимися познавательной жизни в целом.

Статистические сведения

Еила Алахюта (1986 г.) четко установила, что способности временного анализа, по крайней мере частично, зависят от гармоничного развития зародышевого и неосложненных родов: действительно, ученики с отрицательными значениями на тестах на временном уровне имели, чаще чем другие, показатель Апгара, ниже 9-ти (знаем, что эта отметка отражает некоторую степень неврологического заболевания, определяемого сразу после рождения). Расстройства временного анализа, или отсутствие в нем качества, могут, по крайней мере, объяснить некоторые лингвистические неясности (звонкий / не звонкий, напр.) и, вообще, вредят хорошему усвоению звуковой информации, в особенности лингвистической. Еила Алахюта (1980 г., 1986 г.) доказала, что способность расшифровки услышанных ритмических структур, измеренных в конце детского сада, являются предсказанием дальнейшего успеха или провала: отметки по сочинению, математике, чтению и музыке (в течение первых четырех лет) и, позже, успех или затруднение по иностранным языкам и по математике. Можно к этому добавить различные “ учебные ” способности, такие как: желание читать и писать, точность составления сочинения, понимания письменного языка, способности понимать устные указания. Взаимосвязи этих фактов также положительные касательно последующих выразительных качествах: представление о ритме, естественный характер произнесенной речи, способности играть в театре, четкое представление о космических пропорций, способность к воспроизведению чертежа или схемы. Ей даже удалось найти связь между дошкольными способностями временного анализа и самостоятельностью в работе и в концентрировании мыслей.

Все эти факты свидетельствуют о полезности воспитании - и перевоспитании! - способности временного слухового анализа (музыкальное воспитание, музыкотерапия, восстановление слуха с применением аппарата модификатора слуха).

Заключение

Тесты восприятия ритма и временных способностей слуховой системы очень полезны в определении учебных способностей, именно лингвистических. Большое значение дельта T может предсказывать кое-что вроде инертности, блокировки (как в случае Лины). Это обследование настолько полезно, что мы сумеем улучшить способности таких пациентов, путем тренировки, и им дать возможность тем самым улучшить значительно их способность в учебе. Можно найти другую информацию в работе Рофаста (Raufaste).

Следующая глава: Воздействие звука на человека

Возвращение к Плану Сайта

Google
  Web auriol.free.fr   


Psychosonique Yogathérapie Psychanalyse & Psychothérapie Dynamique des groupes Eléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : )

25 Novembre 2006