Воздействие звука на человека

Глава 5 Ключ к Звукам:
ПЕНИЕ СИРЕН

Доктор Бернар Орьоль

“ cau canta
su mau encanta ”
окситанская поговорка: " тому, кто поет, звук мало очаровывает "

Мифы (Guis, 1980) нас предупреждает: музыка может создать, разрушить, трансформировать, заклинать. Орфей умел своей лиры и своим пением укротить жесточайшие звери, а также приказывал, своим очарованием, водным источникам и деревьям Овида (Ovide). “ Каждый раз, как дух Бога охватывал Саул, Давид брал цитру и играл; тогда Саул успокаивался, он выздоравливал и злой дух покидал его ” [I Самюэль, 16, 23]. Шофар, музыкальный инструмент в виде рожка, добавлен к шуму, но не без веры “ ([Евр.11:30] Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении ”), обвалил стены Иерихона (Джос ., 6, 20), и между тем, в других местах, лира Амфиона приказывает камням строиться для защиты Фивы. Морери (1732 г.) предполагает, что речь идет тут об преувеличении исторического факта: возможно, он изобрел музыку и, применяя её, смягчил твердые как камень сердца...

Ассюранстюрикс и другие барды утверждали, согласно применимому “ способу ”, вызывать сон, радость или грусть. Именно с волынкой они бодрили своих солдат. Греки, также, могли вызвать чувства похорон (лидийский лад), воинственный (дорийский лад) или праздничные (фригийский лад). Платон также прибегал к этому способу для прекрасного лада Республики. Император Теодоз (379-395 гг.) давал на обучение искусства музыки маленьких детей, для того чтобы они смогли, в подходящий момент, утихомирить его гнев. Пьер Джейнт смеется над Солиманом II, который отослал духовой оркестр, присланный Франсуа I: он просто заметил, что этот оркестр смягчал свой характер. Для французского терапевта, музыка, и мы это подтвердим при некоторых условиях, поднимает жизненную силу и увеличивает “ психологическое напряжение ” (кое-что вроде напряжения в электричестве, но в человеческом плане). Конфусиус (Confucius), около 500 до нашей эры, объяснял что “ музыка не ограничивается на звоны колокола и биение на барабаны, она должна также вызвать чувство счастья и гармонии “ (Лин Ютанг, 1949 г.). Индусские традиционные музыканты приспосабливают свою импровизацию с большой тонкостью согласно различным желанным эмоциональным состояниям (см. картину далее).

“ Раза ” согласно Авалона (Avalon), стр. 214 и Сридар (Sridhar), 1983 г.

Раза (Rasa)

перевод

чувства

Шрингара (Shringara)

сексуальное сладострастие

Духовное блаженство

Хасия (Hasya)

хорошее настроение

Юмор

Каруна (Karuna)

сострадание

Грусть, одиночество

Раудра (Raudra)

гнев

Возмущение, ярость

Вира (Vira)

героизм

Героизм, благородство

Баванака (Bhayanaka)

страх

Террор, испуг

Бибхатся (Bibhatsa)

отвращение

Отвращение

Адбхута (Adbhuta)

Удивление

Радость, удивление

Шанти (Shanti)

покой

Покой, спокойствие, тишина

Аятолла Хомеини считал, что необходимо запретить в иранских средствах масс-медиа некоторые западные музыкальные произведения, которые являются извращением, по его мнению.

Выразительная сила музыки хорошо известна всем; “ она создает сразу атмосферу, ту представленного произведения ”. Кинолента фильмов без сомнения намного увеличивает её эмоциональную силу, до такой степени, что двусмысленная сцена приобретает одно значение или иное другое в зависимости от сопровождения (Francθs, 1955). Музыкотерапевты всех направлений приписывают звукам специфическое влияние на человеческий организм, без чего не было бы смысл использовать подобный метод лечения. Природа произведенного действия может значительно меняться в зависимости от автора: для одного, звуки ограничиваются на эффект “ плацебо ”; а для другого, они определяют простым способом очень сложные поведения, и даже могут объяснить самоубийство или депрессию. Некоторые странности нас удивляют, как, например, эта идея Сирила Скотта (Cyril Scott), согласно которой интервалы разных широт между нотами могут соответствовать различным метафизическим плоскостям:

Музыка и Плоскости существа согласно Сирилу Скотту (1960 г.)

 

Индийская музыка

1/4 тона

Психическое тело

Метафизика

Египетская музыка

1/3 тона

Эмоциональное тело

Оккультные науки

Классическая музыка

1/2 тона

Физическое тело

Позитивные науки

“ Синдром квартир с умеренными квартплатами - HLM ” (депрессия, пищеварительные расстройства, гинекологические проблемы, астения, и т.д.) связан с вредностью неудачной тесноты, из-за звуковой проницаемости в основном между квартирами. Личная жизнь каждого не секрет для других. Сокращается  это личное пространство, настолько необходимое для равновесия человека. И понимая это, П. Сивадон (1977 г.) (P. Sivadon) хотел восстановить данное равновесие, даже в пределах больницы. Много людей говорят о большой чувствительности к некоторым звукам, и речь идет об особых случаях, или о распространенном явлении. Все эти  звуки происходят из одного и того же соседа, и часто имеют сексуальную коннотацию (упоминание о “ сцене примитивного инстинкта ”), иногда неслышимые или не улавливаемые экспертом-акустиком (Josserand, comm. pers.; Auriol, 1989). Некоторые патологии, кажется, предрасполагают к этой гиперакузией (аутизм, паранойя, и т.д.), проявляющейся в нейро-физиологическом  образе на уровне слуховых вызванных потенциалов и акустических слуховых излучений с увеличенной амплитудой.

В обратном порядке, отсутствие слуховой стимуляции, особенно в случае полной глухоты, уменьшают вкусовые ощущения, и даже желание общения. “ Взаимодействия ” между глухими детьми значатся в порядке 3 минут в среднем, против 8 минут для других. Это сокращение в общении вызывает очень важные последствия согласно Шмитту (1981 г.) (Schmitt) , который заявляет: “ У глухого ребенка, которого надо обучать речи, можно обнаружить девять раз на десяти агрессивную сексуальность, главным образом жестикуляцию, очень суггестивную для партнера, и вероятно непристойную для малосведущего наблюдателя ”. Он пытается объяснить даже тот факт, что у 60 % эксгибиционистов (108 из 182) и такая же пропорция проституток (21 из 31) страдают  двусторонней гиперакузией (40 дБ), в то время как 45 - 55 % (82 эксгибициониста и 17 проституток) страдают расстройством речи (заикание или пришепётывающей речью). более классический взгляд предполагает (Вакола, 1983 г.) (Vacola) что, кто не слышит, независимо от того что это является врожденно или приобретено, можно замечать психомоторную задержку, медлительность, уход в себя, депрессию, вялость, недоверчивость, вспыльчивость, импульсивность и резкость: портрет хлещущего отца в “ Маленький добрый чертик ” (в чем он является противоположным слепой и улыбающейся Жюльетты).

Между тем, мало приемлемых научных работ позволило уточнить эти вопросы, и точнее влияние различных музыкальных произведений, в зависимости от их структуры и гармоничного состава. Кроме этого, нужно осторожный подход в установке осмотров и в их интерпретации. Например, Пон (1978 г.) (Pons) показал, что воображение лучше, когда  человек дышит неприятным запахом, чем когда он слышит “ белый ” шум. Суть уловки тут в природе шума, лишенного информационного или эмоционального значения. Надо было использовать более подходящий особый шум или запах, менее подходящий (“ белый ” запах?) для того чтобы заключения были обобщенными. Таким образом, они отличались бы от тех, на которых ограничиваются, со здравым смыслом, то есть мнение о том, что разнообразность ассоциаций слов обогащается эмоциональным повреждением.

Слушать отрывок музыкального произведения может значительно сократить желудочные секреции (Дремлинг, 1970 г.) (Demling). Но этот факт зависит от особых вкусов слушателя: эти секреции предельные у любителей поп-музыки, заметные для тех, кто любит Баха, и отсутствуют у не-меломана. Услышанный во время сна отрывок музыкального произведения усиливает воспоминание о сновидении (по Фору) (Faure): иногда онейроидные фантастические чувства тревоги, иногда блаженства, в зависимости от природы использованной записи. Если музыка была включена, даже тихо, во время самого сна, электроэнцефалограмма уже не позволит распознавать нормальные фазы “ парадоксального сна ”. Говорили по этому поводу о серьезном расстройстве, так как сокращаются или исчезают сновидения (Anonyme 1, 1969).

Вердо-Пайэ (Verdeau-Paillθs (1976, 1985a)) восхищается немедленными эффектами сеансов музыкотерапии: “ Перед значимым количеством собранных материалов (чертежи, картины), мы растерялись. Эти пациенты, взяты по группам или по индивидуальным сеансам, не ведут себя одинаково и не произносят одни и те же речи как, когда классическим методом, мы их берем под нашей ответственностью... То, что мы не можем отрицать, это то, что музыка им дает возможность выводить из своей инертности, своих дислоцированных и запутанных мыслей, своих бредящих идей, чтобы идентифицироваться с нею, растворяться в ней ”. Относятся иногда с полным скептицизмом к действиям музыки, упомянутым гуманистом (Duhamel, 1934) или идеализированными терапевтами. Статья Вьё (Vieu), Жарриж (Jarrige), и Морон (Moron) (1982 г.) содержит краткое изложение, напоминающее пристрастие каждого века к желанию сделать из музыки “ активный принцип ”. Для них эти вздоры сами по себе ничего не стоят, кроме трогательной доброй воли и вероятной харизмы некоторых врачей. Более того, как говорит Эсквирол (Esquirol), она может, возможно, починить вред! (Но у них хороший “ игнатийский ” вкус, отвергая грех, хорошо относиться к грешнику).

Амплитуда

 Амплитуда звуковой подачи, в независимости от характера, может иметь последствия ей присущие. Например, слабая амплитуда может остаться подсознательной (ниже порога: она тогда не может быть услышана сознательно). Слишком большая амплитуда, напротив, утомляет и даже может вести к разрушению рецепторных клеток ушной раковины!

 

 

“ Подсознательные послания ”

Речь идет о визуальных или звуковых посланиях, направленных незаметно для тех, кому они назначены, таким образом, чтобы они это не осознавали (Denis-Lempereur, 1988). Например, короткие изображения, вмешанные в визуальном потоке и достаточно часто повторенные, или слова произнесены очень тихо в бурном океане, или еще прослушивание записи слов наоборот, в одном ухе, в то время как другое заглушено звуком совсем различного содержания, нейтрального или интересного, и т.д. Cмогут ли эти “послания” быть понятными в действительности, или будут приняты как шум, потерянный в многообразном хаосе бесполезных ощущений и отвергнут перцептивной сетью? Если такие полученные послания приобретают для нас значение, это может быть только в не сознательной форме. Каким будет их статус? Должны ли мы им придавать какое-то значение в фрейдовском бессознательном, или найти для них другое место, подсознательное, как это предлагает Пьер Жанэ (Pierre Janet) ?

По-видимому, трудно будет не включать какое-либо психическое проникновение в таких манипуляциях. Их скрытый эффект настолько чарующий, магический или макиавеллевский на взгляд. Устранение таких козней в рекламе и пропаганды мне кажется оправданным, и их терапевтическое применение должно быть предметом серьезных рассмотрений, которые, в данный момент, недостаточны. Лёгкий гипноз Милтона Эриксона (1944 г.) (Milton Erickson) и нейро-лингвистическое программирование (PNL) Бандлера (Bandler) и Гриндера (Grinder) (1975 г.) могут быть приемлемыми применениями, при некоторых условиях этой обманчивой практики.

Не-восприятие слова может проявиться в два уровня: не только на уровне кого, кто слышит, и не может слушать, но также кого кто говорить, и это не замечает. Специалисты системики показали, что противоречие такого послания, имплицитное, с официальной семейной речью, может иметь угрожающие результаты, именно те которые протолкнуть в сумасшествие, кого, кто к этому поддается. Известнее нам, Франсуаз Дольто (Franηoise Dolto) доказала насколько меры предосторожности и техника их проведения могут оказаться отравляющими.

Вместо шепота, есть другое и старое средство заставлять себя слушать, а именно “ повышать тон ”. Когда нас слушают, начнем говорить громче, кричим, орем, дерём горло! Зачем другой, когда он не хочет ничего услышать, а в ответ что он не глухой. Рекламисты - как и агенты страхового общества, ошибаются редко, если учитывать рискованные суммы - считают полезным немного форсировать ухо: они увеличивают амплитуду до пределов, настолько это позволяет система телерадиовещания, так, чтобы мы оказались постоянно в пределах большой активности во время “ рекламных роликов ”. Меры, осуществленные национальной Лабораторией Испытаний, показывали, в 1983 г. в Париже, что средний уровень амплитуды в рекламных роликов, на некоторых каналах, выше от 3 до 7 дБ(A), чем в остальных передачах. А что с этими значениями сегодня, когда приватизация и резкое вторжение новых соперников обострили конкуренцию? С другой стороны, “ телевизор улучшает главную часть звукового спектра, соответствующего голосу ” и усиленного микшированием (Бурийон 1983 г.) (Bourrillon).

Таблица результатов, опубликована в “ Tιlι 7 jours ” (1983 г.)

Дата

Канал

Разница в дБ (A) среднего звукового уровня

рекламы по сравнению с другими передачами

Средние значения рядов

25/1

A2

+4

+5

+4

+6

+3

+4.4

26/1

A2

+5

+4

+4

+4

+7

+4.8

27/1

FR3

+3

+3

+3

+2

+3

+2.8

28/1

FR3

+2

-1

-1

+1

+2

+0.6

31/1

FR3

+3

+1

+1

+3

+3

+2.2

01/2

TF1

+3

=

+1

+6

+3

+2.6

03/2

TF1

+2

+3

-1

+2

+3

+1.8

07/2

TF1

=

=

=

+2

-1

+0.2

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Средние значения столбцов

 

+2.75

+1.88

+1.38

+3.25

+2.88

+2.43

Статистика показала, что частое пребывание в шумных местах вызывает у людей желание ссориться и благоприятствует семейным сценам! Для новых поколений, которые располагают всевозможный набор инструментов (лазер, K7, FM, ТВ, и т.д.), музыка “ хорошее средство. Жизнь нам дана ” (Муател) (Moitel, 1985), так что не будем жалеть средства (когда любим, не считаем), и включим их на всю мощь до состояния кайфа, но не всегда до глухоты, не смотря на то что это случилось бы на заводе при подобном шуме в децибелах (Josserand, comm. au Groupe des sons, 1988).Томатис говорил, что “ великий оперный певец, развивает в себе приблизительно 150 дБ, когда он в полном действии ”, но он, научился защищаться от своей собственной продукции, избегая, таким образом, глухоты!

Ритмические воздействия

Как многие авторы это подчеркнули, спокойные ритмы – это те, которые ближе к сердцу, регулирующее ритм жизнь зародыша. Очень медленные ритмы (Сэн-Саен) (Saint-Saens)  могут стимулировать в ваготоническом плане, очень быстрые ритмы (Брамс) в симпатикотоническом плане. Кинематографисты широко используют эти явления, подающие сигналы об изменении действия через резкое или постепенное изменение музыкального и визуального темпа.

Мелодические воздействия

Непрерывность мелодической базисной линии или из-за того, что мелодическая линия содержалась в построенной и культурно признанной системе, благоприятствует релаксации и отдыху... Некоторые кадансы (разрешение музыкального напряжения) благоприятствуют, очевидно, релаксации (Жост 1983 г.) (Jost); до такой степени, что мы засыпаем (или, иногда увы, до скуки).

 

Ваготония

Симпатикотония

Редкий пульс, сердцебиения

Частый пульс

Гастральгия (боль в желудке), колиты

Гипертермия

Поты, слезы, тошнота

Гипосекреция (слезы)

Миозис

Мидриаз (расширение зрачка)

Бледность

Краснота кожи

Дородность, булимия

Худоба, анорексия

Кровяной алкалоз

Кровяной ацидоз

Сонливость

Бодрствование

Расслабление, удовольствие

Возбуждение, желание

Ингибиция, само-вредность

Волнение, насилие

Уныние, чувство вины

Импульсивность, тревога

Медленный темп

Быстрый темп

Упадок

Акселерация

Более или менее ослабленный ритм

Очень заметный ритм

Диминуэндо

Крещендо

Серии нисходящих нот

возрастающие серии или арпеджио

Совершенный каданс

Прерванный каданс

(Доминанта----> Ударная)

(атональность или диснальность)

 

Гармоничные воздействия

Давид Фельдман (David Feldman) выделяет музыкальные произведения с целенаправленным воздействием, которые возможно улучшают голос (и слушание голосов), и музыкальные произведения с расходящимся воздействием, стимулирующее слушание очень низких или очень высоких звуков.

Воздействия доминантного спектрального распределения

Медиумы

Некоторые музыкальные произведения благоприятствуют зону медиумов. Такие произведения смогут играть некоторую роль в проявлении или в развитии какого-нибудь характера; таким образом, один из моих друзей, музыкант, утверждает, что коллеги флейтисты чувствуют на себя преследование и проявляют “ отвратительный характер ”. Работники  государственного энергетического управления Франции (E.D.F ), которые используют целый день некоторые генераторы частот (800 - 1 000 Гц) заявляют, что эта работа тяжелее переносить чем провести весь день в пробках или возле отбойного молотка! Доходит до желания разбивать аппаратуру, до мигреней и желудочных расстройств. Тот, кто держит в руках аппарат и начинает производить звуковые залпы, кажется, конечно, менее чувствителен к ним, чем его коллеги, пассивные свидетели. Речь идет здесь о повторных звуках, часто со значительной интенсивности, чистые, с синусоидальной частоте. Это свойство кажется, даже на малых значениях, содержать агрессивный и вредный аспект, из-за своей неестественной структуры, главным образом, когда они направленные и особенно только в одно ухо. К тому же, мы знаем (Вудс, 1970 г.) (Woods) что инфразвуковые синусоидальные вибрации болезненнее переносятся, чем те, которые имеют сложную форму волны. Веселая музыка и хоры, которые придают больше значение зоне медиумов по сравнению к синкопированным или симфоническим музыкальным произведениям, где большая динамика, вызывают, у 95 % молодых мам, стимуляцию молочной секреции. Следовательно, эта секреция увеличивается на 50 в 150 % (Икуйя Ока, 1970 г.) (Ikouya Oka)!

Таблица Фельдмана (1983 г.) (Feldman)

Область

сходящееся воздействие

расходящееся воздействие

Ритм

бинарный или тернарный и постоянный во время фрагмента

не бинарный и не тернарный или с переменной величиной

Мелодия

продолжительная в частотах речевого голоса

высокие или низкие частоты

Гармония

тональная

полу-тональная или атональная

Динамика

изменения громкости редкие, постепенные и умеренные

они резкие, частые и значительные

Тембры

> 50 % оркестровой совокупности звуков

<50 %

деревянные и духовые инструменты

<3 %

> 3 %

Ударные инструменты

литавры

другие ударные инструменты

Эффекты

Устное слушание и произношение

Слушание вне устного поля

Спрограммированная функциональная музыка – “ промышленное применение возможностей звука, те доступные современным средствам записи, обработки и распространения ” (Шийон, 1978 г.) (Chion). Речь идет об этой музыке, разработанной так, чтобы можно было “ ее услышать, не слушая её ”(Вокун, 1969 г.) (Wokoun), и которая позволяет получить стимуляцию. Такая стимуляция, способна бороться с потерями производительности, когда усталость возрастет в течение дня. Мы замечаем особенно положительные результаты в группах ручного и механического труда, главным образом в женских мастерских, когда задача неинтересная, но требует большую сосредоточенность. Такая музыка уменьшает напряженность ожидания в общественных местах, благоприятствует и ориентирует закупки в магазинах, где все, кажется, стало возможным (увы, такой рай на земле заканчивается в кассе). Muzak - самая известная фирма по продаже таких записей, и ежедневное количество слушателей составляет ста миллионов и больше в более чем 25 странах. Можно услышать такие записи в офисах, на заводах, в ресторанах, в клиниках, в школах, птицефабриках, и т.д..

Характеристики спрограммированной функциональной музыки, это следующие: слабый уровень вещания, строгое выравнивание низких и высоких зон звука, ровный и гладкий поток, превращен в узкой полосе в медиуме. Рассеян как с помощью " аэрозоля ", он вездесущий, хотя очень незаметный. У этого типа гладкой музыки, не информационной, не смотря на то что, она располагается в зоне спектра, использованного для речи, максимально способствует формированию общественного образа. Она входит в группу " сходящихся " музыкальных произведений Фельдмана.

 

 

Низкие звуковые частоты

Совсем иначе обстоит дело с этой просторной совокупности, собранной под словом “ M.P.R  (или музыки " поп/рок "): тут, используют очень высокие уровни, уравнивая медиумы в пользу очень высоких частот, но главным образом низких частот. Громкоговорители “ установлены подобно тотемов ”, вызывающе и на видном месте, человеческие тела потрясены вибрациями, и не место для разговоров: можно только пить или танцевать. В обстановке дискотека, по словам свидетелей Иеговы (Аноним 3, 1979), можно только “ поддаться первоначальному движению, не думая, выражая свою сексуальность в оргиастическом состоянии экстатического возбуждения ”. Грохот подземных помещений, гром децибелов, громовые фестивали стимулируют целенаправленность собранных одних за другими индивидов, утешают молодых в их чувстве принадлежать новому миру, их взрывают и “ вышибают ”. Тогда чувство авторитетности исчезают, мрачные показатели повседневной жизни исчезают, и на их место протест, инстинктивный витализм, сексуальный тургор, водная свобода выскакивают, пируют. Но они, лучше других удовольствий тянет за собой глухоту. До такой степени, что количество реформ, связанных с недостатками слуха, увеличивается (1989 г.) и очень тревожным образом в нашей стране. За праздничными впечатлениями неожиданно появляется похмелье и потребность повторить, а это приводит постепенно к безответственности. Таким образом, звук может стать наркотиком среди других (Антуан, 1988 г.) (Antoine).

Громкое и чрезмерное слушание поп-музыки и рока со спетыми текстами, с или без каски, может вызывать у некоторых людей хронические психиатрические состояния, такие как неврозы или психозы?

Во-первых, слушание музыкальных произведений, на большой громкости сравнивается со слушанием двигателя самолета. Однако, исследование проведено в Тулузе (Профессором Жоссраном) (Pr Josserand) показало, что, если слушатель является тем кто играет эту музыку, не появляется обязательно ухудшение слуха. Чисто пассивное слушание может быть, напротив, причиной расстройства. Иными словами, не так вредно для здоровья, когда танцуем под музыкой, которую мы слушаем.

Подобный  “ кайф ” отражает без сомнения эмоциональную проблему больше, чем он её порождает. Между тем, применение музыкальных произведений, направленных на низкие частоты может стимулировать некоторые психические зоны больше чем другие. Такое явление усугубляет, таким образом, нарушение правильного общественного поведения, и главным образом, если он сопровождено употреблением отравляющих веществ, таких как спиртовых напитков, табака, наркотика, и т.д.

Знаем также о применении этого типа звучности в религии: " В практике Вайраианы (Vajrayana), звук играет очень большую роль. Гром пятиметровых рожков лам,  литургического применения тамбуров, гонгов и кимвалов, псалмодия глубокого голоса и звукового чтения мантр (mantras), имеют все, значительные психические воздействия и иного порядка, различного от воздействий музыки в обычном смысле " (Blofeld, 1976, стр. 85).

Некоторые техники Государственного энергетического управления Франции (E.D.F) имеют дело с операционным пультом с сигналами оповещения ритмичной частоты 500 - 600 Гц, подсоединенными  к световыми сигналами. Тревога длится, пока требуемая операция не была осуществлена; подобный процесс повторяется часто во время бурь, из-за ремонтных работ или при забастовке. По мнению этих работников, эта система морально утомляет, тем более, что звуковой уровень выше: они страдают тогда от мигреней и от раздраженности; самые спокойные становятся агрессивными (Claustres, comm. pers.).

Известно уже давно (Дарвин, 1794 г.) (Darwin) что некоторые очень сильные звуки могут вызывать расстройства уравновешенности, головокружительные кризы, деформацию зрительного поля, и т.д. Речь идет об одновременной стимуляции, и полукруглых каналов и ушных мешочков, которые имеют, как известно, хорошие слуховые способности. Эти воздействия максимальны для интенсивности (болезненной)  от 125 дБ SPL, в частотах 800 - 1 000 Гц, с передачами порыва каждую секунду (Пучок волос, 1981).

Феижу (1978 г.) (Feijoo) обнаружил, что некоторые звуковые структуры, с низкими частотами и медленными ритмами, возможно, обладают воздействие обшей релаксации, т.е. мышечной и умственной релаксации. Таким образом, пациент легче поддается внушению, и это происходит без устной индукции, обычно использованной в софрологии и в гипнозе. Генералы хорошо об этом знают: ритм барабана помогает солдатам тупо ходить, даже при большой усталости (см. Сирано де Бержерак, в главе 10) (Cyrano de Bergerac). Низкие звуковые частоты преобладают и стремятся к полной мобилизации всего тела, но без перезаряжения батарей сознательного контроля! Феижу, научно, разъясняет замечания некоторых бывших гипнотизеров, которые утверждали довести до транса пациентов, с помощью гонга, ударившие его по их спине или простым способом, но более или менее примитивным, т.е. произнося ту или иную формулу. Это то, что повторил и обработал Каиседо (Caycedo) под названием “ Тернос Логос” (Terpnos Logos).

Феижу использует свою личную харизму, чтобы перейти от состояния малого бодрствования и внушаемости, полученного в очень эффектном состоянии анальгии (а не анестезии). В одном из его фильмов, мы видим, как он извлекает инклюзию зуба без применения лекарства и, тем не менее, его клиент не проявил много неудобства (несмотря на длительное и кровавое вмешательство). Настаивать на его личной способности гипнотизера не означает, что его техника не доступная: он смог обучать многочисленных пользователей в одонтологии и акушерстве (Бодуен, 1981 г.) (Baudin). Он думает, что действует на “ эмоциональной ” составляющей боли и называет свой способ аудио - анальгию. Два механизма - по крайней мере – могут быть названы, для объяснения этого явления:

1. эффект подавления болезненного компонента, подавления, связанного с переносной и массивной зависимостью, которую применимые звуки благоприятствуют;

2. эффект стимуляции энцефалином, связанный с тем же процессом внушения в перенесении.

Феижу отмечает, однако “ в этих состояниях низкого бодрствования, я заметил, что были искажения во взаимоотношении пациент-врач. Мы работаем в очень эрогенной зоне, и в независимости от пола, мужчина или женщина, возникают проблемы, которые не проявляются, которые не обязательно имеют словесное выражение, но которые создают неудобное положение. В любом случае, с тех пор как я это понял, задавая вопросы пациентам на основе анонимных карточек, я насторожился. “ Он больше не применит подобный способ, за исключением на пациентов, которые не переносят химическую анестезию и на беременных женщин, для того чтобы облегчить настоящие безболезненные роды, без лекарств, и вызывать родовые схватки.

Оценка психологического воздействия звуков Феижу, сделана самыми пациентами, согласно шкале Центра музыкотерапии в Париже (Centre de musicothιrapie de Paris), излагает главным образом успокоение, релаксацию, ясность. Однако, возникает вопрос: низкие звуки, могут ли только снизить уровень бодрствование, как предполагает их творец, и благоприятствовать внушению (Renner, 1983), или добавляют ли они к этим первым двум последствиям активизацию импульсных зон организма. Первый аргумент “ сексогенного” воздействия замеченный самим Feijoo подтверждается статистической связью между различными психосоматическими зонами и масштабом частот. Согласно Житаламкаре (Gitalamkara -одна из наиболее бывших рукописей Индии о музыке), а также для Ошер (Aucher) или Томатис (Tomatis), высокий частоты соответствуют верхней части тела, и низкие нижней части (см. главу12).

При условии более серьезных опытов, я допущу, что очень низкие звуки (спектральные зоны 1 и 2 по Леппу) связаны, скорее всего, с потребностью безопасности и опоры (основания чакра), а не с инстинктивным взрывом, который больше зависит от спектральной зоны 3 Леппа. Дело в том, что низкие звуки, больше чем другие, возможно способны вести воспринимающих их лиц в состояние страха: сознание меняется, исчезает свободный сознательный контроль в пользу выражений личности намного ближе к бессознательному. Эти состояния, названы “ подсознательными ” Жанетом, вызывают переживания, воспоминания, иногда удивительные движения и способности.

Печать распространяет исследования, проведены в Коллеже Альберта Эйнштейна в США (Anonyme 2, 1969). Эти исследования пытаются доказать полезность звуковых стимуляций в пределах 600 Гц (80 дБ, в зоне 3 Леппа) для лечения некоторых случаев стерильности связанной с ановуляцией (отсутствие овуляции).

Жоссран (1985 г.) (Josserand) отметил качественное изменение слушания, происходящее во время засыпания, в сумерках полусна, в то время как шумы теряют свои индивидуальные информационные значения, уступая место общему восприятию атмосферы, общей звуковой среде: “ Уже не слышно смысл шума, но только отражения помещения ”. Медиумы удаляются и тогда на их место появляются низкие и высокие звуки. Выделяют, таким образом, четыре последовательные степени засыпания: бодрствование, исчезновение мышечной деятельности, ориентированной к какой-либо цели, уменьшение или отсутствие мышечной деятельности для сохранения положения, отсутствие четкого восприятия формы, и, наконец, сон с исчезновением восприятия среды.

Высокие звуковые частоты

  “ Мелодитерапия ” (Ферран-Видал1982 г.) (Ferrand-Vidal) предполагает, что сопоставление низкие – высокие звуки позволяет восстановить, на подъеме, упущенные синтаксические термины аграмматичностью (когда мозговые травмы ухудшают грамматические способности). Категоризация низкие – высокие звуки выглядит, таким образом, как структура бодрствования и резкости. Матери и некоторые логопеды  (Моретт 1989 г.) (Maurette) это хорошо знают, и поэтому используют эти подъемы чтобы научить ребенка говорить: повторить то, что он слышит! Духовые инструменты, очень обожаемые военными духовыми оркестрами, ведут к восторженности, означают триумф, упоминают героизм. Почему? Дело, в том, что они украшают свои финалы изменением тембра, соответствующего мощной совокупностью обертонов с прибавлением высоких звуков. Увидим, что электронное ухо и “ акусматиксы ” (akousmatix) действуют аналогично, но с большей последовательностью и меньше широковещательного взрыва. Некоторые служащие E.D.F. наблюдали любопытное  воздействие частот 4 000 - 5 000 Гц. Их действие не понятное во время самого появления. Напротив, во время его исчезновения, человек чувствует себя убитым или продолжает слышать назойливый звук, которому он подвергся весь день, до сна.

Один врач Изера сообщает (Рукаирол, 1964 г.) (Roucayrol) что рабочие, из-за свиста используемого ими генератора магнитострикции,  для соединения скобами листов алюминия, и управляемого вибратором в 20 кГц, жаловались на потерю аппетита, на бессилие, и нервозность. Вероятно, что аппарат, ставший предметом осуждения, был плохо настроен и со слабой частотой, так как совсем мало людей проявляет способность слышать за 15 - 18 кГц. Тем не менее, мы в зоне очень высоких звуков: полученные результаты могут нам дать понять какого типа их действия на организме.

Томатис заявляет: “ Ухо не было сделано только, для того чтобы слушать; это орган электрического заряжения мозга. “ Музыка больше чем другие возбуждающие средства имеет способность пробуждать кору головного мозга. “ Между тем надо признать, что мы не можем использовать все музыкальные произведения для получения этого состояния бодрствования. Надо чтобы было предоставлен проход в зону заряжения коры головного мозга, то есть в зону высоких частот, которая соответствует кортикальной мембране, наибольшей плотности реснитчатых клеток ”.

Нужно отметить ответственную и активизирующую роль некоторых музыкальных произведений, “ уплотненных ” в высоких частотах или фильтрованных в фильтре верхних частот. Таким образом, в общем, усталый субъект ободрится, человек, если подавлен, восстанавливает бодрость, интроверт заново общается, раздраженный овладеет собой. Наблюдаем повышение в желании действовать и в инициативах, в желании высказываться всеми возможными способами, в сознании и в осуществлении некоторых желаний, которые до сих пор держались в слабовольном состоянии. У человека неспособен держаться спокойно, постоянно в движении, и с психологическими отклонениями, успокоение вырисовывается: такой пациент перестает бить свою жену, а что касается “ гиперкинетического ” ребенка, он остепеняется.

Между тем, и тут можно обнаружить иногда не желаемые воздействия возбуждения: ; тревожное возбуждение, чувство быть " под давлением ", странная реактивация забытой привязанности (люмбаго - боль в пояснице, повышенное кровяное давление, отит серозной оболочки, экзема ушного канала, чрезмерная секреция ушной серой, иногда локализованная в наиболее чувственном ухе, в инфильтрат околоушного и периаурикулярного прохода без обнаружения сопутствующего расстройства, инфильтрат ушной раковины с образованием чисто функционального воспаления, появление ретроаурикулярной кисты, дисфония - расстройство голосообразования, и т.д.). А если появляется возможность выражать какую-нибудь агрессивность до сих пор подавленную или вытесненную, окружающие противится: “ Это приносит пациенту больше зла, чем добра: он становится раздражительным ”. Можно заметить, под воздействием звуков, фильтрованных в фильтре высоких частотах в 8 000 Гц, постепенное, но равномерное исчезновение кошмаров, и так же сокращение продолжительности сна у некоторых страдающих гиперсомнией.

Эти замечания, возможно, не разъясняют тот факт, что это не одно и то же если слушать очень острый свист или симфоническое произведение Дебюсси (Debussy) или Моцарта (Mozart), фильтрованного в фильтре верхних частот. Томатис провозгласил, что фильтрованная музыка, для достижения своей оптимальной эффективностью, должна быть произведением некоторых композиторов (точнее, в этом случае, В.А. Моцарт). Он этим объяснил психодинамической причиной : эта музыка приносила пользу, потому что ее композитор перешел, так сказать, прямо из материнского живота на клавиатуру пианино. Возможно. Остается только разгадать, в чем эта музыка отличается от других, например Вивалди (Vivaldi) или Бетховена (Beethoven).

Ги Менво (1975 г.) (Guy Maneveau) замечает, что много творцов себя ведут, как если до / ми / соль являлся полным аккордом, в то время как, в природе, у нас наоборот до / до / соль / до / ми и т.д. Он предложил следующее объяснение: гармоничное строение в целом кажется точнее у Моцарта, при естественном распределении резонансов.

Инфразвуки

Активные вибрации в нашем организме не ограничиваются звуками: вестибулярные органы (утрикул, преддверие уха, полукружные каналы) чувствительны к очень низким частотам, которые могут вызывать некоторые воздействия психологического порядка: укачивание (0 - 2 Гц) с многочисленными пищеварительными расстройствами; когда тело целиком подвергается более частыми и легкими потрясениями (4 - 10 Гц), можно заметить (у пилотов вертолетов, танков, и т.д.) опасные механические и физиологические явления: люмбаго в спине, позвоночные перемещения, чрезмерное проветривание, снижение остроты зрения, и т.д. (Делахей, 1968 г.; Вудс, 1970 г.) (Delahaye; Woods). Свист в голове, в целом, появляется между 10 и 20 Гц. Между 25 и 40 Гц, затем между 60 и 90 Гц, именно глаз начинает страдать (Бенитт, 1965 г.) (Benitte). Выше 20 Гц, ряд промышленных станков (клепальная машина, ударный электродрель, отбойный молоток, и т.д.) вызывают касательное напряжение и раздваивают свои звуковые воздействия через воздушное звукопроведение. Такое воздействие, очень известное наблюдателем, а второе воздействие чувствует на себя только прямой пользователь, а именно через костную проводимость!

Подсознательная акустическая манипуляция

У человеческих субъектов, чувственные резонансы могут быть вызванными подсознательными атмосферными акустическими импульсами, натронными на частоте " резонанса ". " Чувственный резонанс " частотой 1/2 герц может воздействовать на автономную нервную систему и может вызывать релаксацию, сонливость, или сексуальное возбуждение, согласно данной применимой звуковой частоте (около 1/2 герц). Воздействия "резонансов ", близких к 2.5 Гц могут вызывать замедление некоторых явлений, таких как сонливости, и кортикальной дезориентации. Чтобы эти воздействия возникали, акустическая интенсивность должна расположиться в некоторой подсознательной гамме. Приспособленный прибор состоит из портативного источника с батареями, передающий слабое акустическое инфразвуковое излучение.

Subliminal acoustic manipulation

In human subjects, sensory resonances can be excited by subliminal atmospheric acoustic pulses that are tuned to the resonance frequency.

The 1/2 Hz sensory resonance affects the autonomic nervous system and may cause relaxation, drowsiness, or sexual excitement, depending on the precise acoustic frequency near 1/2 Hz used. The effects of the 2.5 Hz resonance include slowing of certain cortical processes, sleepiness, and disorientation. For these effects to occur, the acoustic intensity must lie in a certain deeply subliminal range. Suitable apparatus consists of a portable battery-powered source of weak subaudio acoustic radiation.

 

Существуют, на уровне кожи и апоневрозов, две категории рецепторов: одни, чувствительные в окрестностях 30 Гц, другие - 250 Гц. Разумеется, самый настоящий глухой, и возможно лучше, чем кто сохранил слух, способен ощутить и использовать этот тип вибрационной информации. Вибрация (150 Гц напр.), когда примененная к сухожилию вызывает непроизвольное сокращение соответствующей мышцы и ослабления мышцы антагониста. Это то, до сих пор, не пробовали сторонники допинга, кроме стероидов или электрических токов (Бертоз, 1971 г.) (Berthoz).

Инфразвук лучше, чем призрак, чтобы дрожали от страха!

Звуки в очень низкой частоте, неслышимые для человеческого уха, могут вызывать, тем не менее, некоторые реакции или странные чувства как дрожи, страх, тревогу или глубокую грусть, выявили в понедельник английские специалисты. Их опыт, произведенный под контроль, аккредитует распространенную идею, о том, что существует связь между инфразвуками и появлением любопытных ощущений. Доктор Ришар Лорд (Dr Richard Lord), исследователь по  акустике в Национальной Лаборатории Телосложения (Laboratoire National de Physique), и профессор Ришар Виземан (Richard Wiseman), психолог в университете Гертфордшир (Hertfordshire), провели тести воздействия инфразвуков на 750 людей в течение одного концерта в Лондоне.

Они записали низкие  частотные звуки в некоторых из четырех предложенных отрывков современной музыки, и попросили аудиторию описать свою  реакцию. Приблизительно 22 % аудитории, не знающей, какие фрагменты содержали инфразвуки, замечали необычные реакции - грусть, дрожи, страх в то время когда музыка “ изливала ” также звуки в низкой частоте. " Эти результаты показывают, что звук в очень низкой частоте может вызывать необычные реакции у людей, даже если они не могут его сознательно обнаружить”, подтвердил Виземан, который представлял результаты исследования во время научной конференции Бритиш Ассосейшьн (British Association). " Обычно, вы не можете услышать (инфразвуки)”, объяснил Лорд, и добавил, что инфразвуки также излучаются естественными феноменами. " Некоторые исследователи предполагают, что этот уровень звука может быть отмеченным в некоторых домах с привидениями, и таким образом вызывают любопытные ощущения, обычно приписанные присутствию призрака - наши открытия подтверждают этот тезис”, уточнил Виземан. Инфразвуки также производятся бурями, ветрами и некоторыми типами землетрясений. Некоторые животные как слоны этим пользуются для общения или чтобы прогонять их врагов.

(Manchester, Reuters, 8 9 2003 )

Ультразвуки

Грызуны не переносят ультразвуки, поэтому такие звуки применяется для истребления крыс на складах (МакКорик, 1977 г.) (McCormick). Несмотря на свой неслышимый характер, они, кажется, часто беспокоят зародыша, во время осмотра с помощью эхографиии. Более точное исследование их биологического воздействия должно быть хорошо изучено, когда появится идея об их применении вместо химических моющих средств в стиральных машинах... Чтобы ограничивать их вредность (и по экстраполяцией полученных результатов в области звуков и инфразвуков), было бы желательнее использовать волны wobulιes (мы определили этот термин в главе 3), скорее, чем чистые синусоидальные, именно при осмотре зародыша.

 Тишина

Действие звуков, может быть, удаление тишины, которой нужно выделить немного места для минимальной гигиены (Auriol, 1987a). Не оставить себе такое место значит позволить себе роскошь, в то время как мы можем приобрести эту тишину; под видом чувственной изоляции, размышления и уединения. Тишина готовит и царит в слове. Она - его заключение!

Речь, прежде чем покрываться словами, должна находиться в болезненном состоянии внутри; тогда она приобретает право иметь смысл, звук, и жизнь.

Ален Боске (Alain Bosquet)

Эта глава была повторно размещена в журнале " effervesciences ", от 26 апреля 2003 г., pp. 4- 10

для продолжения:

Глава 6, Происхождение превосходства одной половины тела и его недостатки

 Ключ к Звукам

 

© Copyright Bernard AURIOL (email = auriol @ free . fr)

дата последнего обновления

18 ноября 2005 г.

 

Google
site auriol sites MMT  

PsychosoniqueYogathérapiePsychanalyse & PsychothérapieDynamique des groupesEléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : ) 16 Décembre 2006