Происхождение функционального превосходства одной половины тела над другой и его недостатки

Глава 6 Ключ к Звукам: Два способа слушания

Доктор Бернар Орьоль

... два пути, один направо и другой налево.

Правая сторона, помните что это - Иисуса Христа, путь набожности,

там где бродят днём и ночью рыцари Нашего Господа, путь дня по душе и ночи по телу.

И левый путь - опасный путь грешников.

Именно из-за того, что он не является надёжным путем, как другой, писание его запрещал, за исключением тому, кто безукоризненно среди всех честнее, и таким образом был защищен от любого греха любовью Иисуса Христа

(Quête du Graal, Seuil, стр. 88).

 

У много детей, очень чувствительный тест позволяет обнаружить нарушения развития функциональной асимметрии: суть испытания состоит в следующем - закрывать глаза, затем писать первые одиннадцать десятичных чисел, одновременно правой и левой рукой, начиная с верха листа. Возможные искажения, это зеркальнообразный почерк, отсутствие уверенности в контурах нарисованных той или иной рукой, и т.д.

Давид

 

Давид нас удивляет: у него все написанные числа перевернуты, как если он их чертил с места наблюдательницы, находящейся напротив него, не переворачивая страницу касательно форм этих чисел (число один находится наверху страницы и число одиннадцать внизу по отношению к его положению). Поворот в плане страницы на 180 °, прибавляется к зеркальной инверсии в случае цифры пять, и при этом для обеих рук !

рис 16

Что касается 13-летнего Сирилла, результат довольно поразителен: в то время как правая рука выполняет " нормальное " очертание столбца цифр, левая рука стремится к вращению каждого числа на 180 °. Таким образом, очертание обеих рук образуется систематически " валетом " (рис 17)! Как объяснять подобные факты?

рис 17

 

 

Сирилл

Сириллу тринадцать лет, когда я его принял на обследование. Его родители его описывают как мальчика, испытывающего не уверенности в себе, он немного тревожится, не успевает в школе, несмотря на то, что усердно работает дома. Как объяснение, преподаватели говорили о " затруднении в синтезе; он не способен охватывать тему в целом и плохо структурирует свои задания ". В силу этого, сочинения по французскому языку, как и задачи по математике, были неудовлетворительными.

Его история полна расстройствами: первое связано с тем что, он родился хромоножкой: нога была покрыта гипсом до трехлетнего возраста! Мать вспоминает, что после рождения его сестры Матильды, в то время как ему было один год, он начал плакать каждую ночь: для его успокоения, нужно было его качать... Впоследствии, он начнет долго качать самого себя каждый вечер, чтобы заснуть. Профессия отца его очень часто удаляет от дома и мама вспоминает, что у нее было подобную жизнь, так как ее отец был моряком. Сирилл будет страдать энурезом до возраста двенадцати лет, главным образом в учебный период. Надо отмечать, что его одноклассники отбирали у него вещи, его били и вызывали " бабой ": он не умеет себя защищать, довольствуясь тем, что терпит удары.

Тест Люшера (Test de Luscher)1 нам раскрывает тайну о ребенке, идущем на встречу, в ожидании всякого возможного обогащения, но подвергнутым большому напряжению, вызванному требованиями ситуации. Он чувствует себя несчастным из-за сопротивления, которое он испытывает, как только он пытается утверждаться, таким образом, чувствует себя измотанным ожесточенной борьбой, которую он должен вести против непонимания и неуважения. И так, он стремится к какому-то убежищу, свободному от любого конфликта, которое ему обеспечило бы ему безопасность и благосостояние. Он боится пустоты и одиночества после расставания, и нуждается в лечение с большим и ласковым вниманием. Он удаляется от всех, избегает других с подозрением, ввиду разочарований, которые он испытал. У него “ критический глаз ” для того чтобы выявлять, если отношения людей к нему, искренны.

  1. Тест Люшёра (Lüscher), результаты которого я напоминаю здесь, был придуман изобретателем Колор Тест (Color Test) (Aubanel éd.). Нет ничего общего с тестом ОРЛ Люшёра и Звислоки (Luscher et Zwislocki), который ссылается на технику оглушения посредством узкой полосой частот. Это оглушение позволяет осуществить правильные измерения, даже, когда средний порог обоих ушей отличается.

В итоге, он испытывает непонимание и страдает за то, что не может удовлетворять свои требования самооценки и жизни. Он устает сопротивляться препятствиям. Он находится в поисках успокоительных средств. Он хотел бы снять свой панцирь для того, чтобы расцветать в новых возможностях жизни, утверждаться, не быть объектом обсуждений и показать себя мощнее.

Тест на слух предполагает полное превосходство воображаемого2, стремление защищаться от внешнего мира (" способность закрытого тонального анализа "). Он под влиянием сильных сексуальных влечений или агрессии (пик в костной кривой в 500 Гц с обеих сторон), и в то время как выявляется смешение по отношению к Закону (ошибка локализации в воздушной кривой в 4 000 Гц). Эти последние два знака, вероятно, связаны с нарисованными порнографическими или непристойными изображениями (тайком) во время проведения сеансов электронного слуха.

  1. Соотношение кривых перемешено, то есть слушание в воздушной среде слабее
    по отношению к костной проводимости. Это явление, когда оно не связано с органической патологией ОРЛ, предполагает что пациент живет в эгоцентрическом психическом мире, где властвуют воображаемое и присущее тело (см. главу. 3).

Об одном инциденте, казалось бы, довольно банальном, рассказывает отец. Речь идет о значимом событии: " Когда ему было несколькие месяца, он чуть не задохнулся соской. Я его взял за ноги, чтобы он обратно выплюнул. " Хотя это может оказаться ошибочным выводом, но я не могу не связывать это единственное отцовское воспоминание, и даже уникальное, с пространственным вращением - низ-верх, которое повлияло на тест обеих столбцов цифр нарисованных ребенком, а также с тем фактом, что он родился хромоножкой. Это типичное отношения отца с нашим пациентом: нарциссическая рана, наложенная этим недугом, чрезмерная попытка все исправлять, восстанавливать порядок вещей некстати. Отчаянная попытка, чтобы устранять невыносимое. Поднять очень высоко свернутое знамя. Стать у тиранических ног этого недуга. Таким образом, ребенок научился " просить милостыню ", приобретая " маленькие денежные доходы ". Избалован дома в течение долгих лет, он научился очаровать и просить. А теперь, он должен вторгаться в твердых состязаниях школы, где его будут считать изнеженным...

Возможно, вам показалось, как и мне, что пространственная инверсия между обеими руками и между обоими полушариями головного мозга не связанна только (или совсем) с некоторым генетическим пороком, с некоторым капризом эмбриогенеза (процесса эмбрионального развития), как это наблюдается у очень редких случаев situs inversus (обратное расположение внутренних органов), когда сердце размешается в правую сторону. Я не думаю также, что можно объяснять этим, некоторым дефектом условного двигательного рефлекса. Речь идет действительно об образе бытия, записанном в мозговых соединений, под воздействием семейных испытаний. Другая гипотеза , не исключая предыдущую, это представление о том, что внутриматочное общение между матерью и своим сыном положило начало этой дисфункции: хромоножка, очевидный знак, что " что-то " плохое произошло еще до рождения.

 

Не надо принимать правую сторону Бога за левшу в клетке

Мозговые центры скрещены по отношению к органам, за которые они отвечают: правой рукой управляют нейроны, расположенные в левом полушарии, левой рукой, нейроны, расположенные направо, и таким образом для всех различных частей тела.

Много действия осуществляются одной рукой, одной ногой, одним глазом, и т.д.. Большая часть живых существ пользуется всегда одной и той же стороны, для успешного начала или завершения того или иного вида действия, другая половина тела при этом, играет подтверждающего роль позиционирования и поддержки. Люди (как и животные), склонны к функциональной асимметрии мозга, но, тем не менее, для большинства из них, особенно предпочитают правую сторону, ещё с давней древности (Juges, XX, 15-16).

Различными тестами, мы можем определить предпочтения каждого для правой или левой стороны: вопросники (Edinburgh Iventory: Oldfield, 1971) или тесты (Auzias, Zazzo, Harris, и т.д.) относительно привычных различных действий. Мы можем сказать тогда о таком человеке, что у него коэффициент превосходства одной половины тела над другой составляет отметку -100 (чистый левша), - 75, + 40 или + 100 (чистый правша). Таким образом, определяем предпочтение для руки, ноги, глаза и уха...

Асимметрия касается также мозга. Мы это знаем с XIX-ого века. Не важно, левша или правша, и даже если мы это не сознаем, некоторые из наших действий, почти у всех, управляются левым полушарием мозга, в то время как другие осуществляются под управлением правого полушария. Эта "центральная " специализация будет проверена методами, не всегда прямыми, как, например, посылать одновременно различное слово в каждое ухо, подавать различный предмет каждой руке, показать различное изображение в правом пространстве и в левом пространстве, и т.д.…

Высшие функции мозга распределены по-разному на обеих полусферических частях коры головного мозга. Интересно рассматривать случай речи, так как именно эта функция бесспорно кажется наиболее функционально асимметричной. Специализация каждого полушария вероятно связанна с основными принуждениями, которые заставляют почти всех индивидов использовать левую часть мозга для действий, разделяя реальность на сегменты незначительного размера. За тем, характеристики этих сегментов обрабатываются, что благоприятствует разделения и перегруппировки на прагматических основаниях. Эти перегруппировки могут быть связанными тогда с этикетами3.

  1. Эти этикеты сами включены в игре восприятий и различий. Они изменяются, в направление сегментов, с которыми они связаны. Они могут быть тогда объектом этикетов второго, третьего, энного порядка. Этот факт нам позволяет придавать концепт и язык (символический в математическом смысле и в смысле Лакана) левому полушарию.

Левый мозг классифицирует по критерии “ всё ” или “ ничего ”; но поскольку реальность не подлежит столь четкой категоризации, он прибегает к карикатурам. Между черным и белым, он не признает никакого серого цвета и если он сможет, " округлит " на кое-что ближе к этому: темно-серый цвет будет черным и светло-серый будет белым... У него большая способность опознавать и классифицировать " катастрофы " (в смысле внезапного изменения): таким образом, он лучше ощущает окклюзивные согласные звуки, чем гласные (Cutting, 1974; Leek, 1983).

Аналитическая роль левого полушария, относящаяся к разбиениям и абстрактным различиям, стала шаблоном, также как и более обобщенная, аналогичная, эмоциональная и сообразительная роль правового полушария. Этот последний стремится к сохранению скорее совокупности в их необработанном виде (" зрительная память "); он управляет более обширными, более точными, более полными планами, но им не придает построенный порядок, как это позволяет разбиение. Здесь имя ввиду аналогичного функционирования, в противоположность функционирования левого полушария, названного цифрового (числового).

Специализация полушарий

Нижеследующие данные были взяты из своих контекстов: необходимо быть очень гибким и осторожным в их использовании.

Правое полушарие

Левое полушарие

(управляет левой стороной тела и пространства)

(управляет правой стороной тела и пространства)

Воображаемое

 Символическое

Формы

Наименования

Первичное слово (Jousse)

Вторичная форма предмета (Jousse)

Образ (Peirce)

Символ (Peirce)

Речь не членораздельная

 Членораздельная речь

(просодия, интонации, крики)

(комбинаторика)

Изобретательное творчество

Дедуктивное творчество

Опознает звуки и голоса

 Монотонный, тусклый, гнусавый голос

Междометия, первичные слова

Сложный синтаксис (страдательный залог, и т.д.)

Незначительный запас слов

Большой запас слов

Контекст

Текст

Первый фонетический формант

 Вторые и третьи форманты

(локализация говорящего)

 (дискриминация фонемы)

Изобразительная память

 Запоминание слов

Идеографическая письменность

Алфавитная письменность

(японский Kanji)

(японский слоговой знак Kata kana)

Состояние сна (парадоксальный сон)

 Состояние бодрствования (тривиальный)

Музыка

Слова

Признает мелодии глобально

Сольфеджио

Спектральные мелодии

Тональные мелодии

Синхроническое

 Диахроническое

Топографическая информация

Последовательная информация

Космические карты

Динамичная беспрерывность

Аналогичная обработка

 Числовая (цифровая) обработка

Тревога (система сигнализации)

Продолжительное действие (оперативная система)

Засечка привычных явлений (места, лица)

 Засечка нового, нетипичного явления

Атмосфера, воспоминание, прошлое

 Цель, планы, будущее

Субъективное впечатление

" Объективный " анализ

Обработка отрицательных потрясений

Обработка положительных потрясений

Эмоциональная активизация

 Различающая активизация

" протопатический " такт

" эпикритический " такт

Периферийное видение (N и B)

 Центральное видение (цвет)

Плавающее внимание

Сконцентрированное внимание

Первичный процесс (Фрейд)

 Вторичный процесс (Фрейд)

Мечтательность

Размышление

Молчаливый, отказ от беседы

 Удовольствие от разговора и слушания речи

Одинокий, мрачный, пессимист

Общительный, жизнерадостный, оптимист

зрительный комик, мимический, фарс

фонетические шутки (каламбуры, и т.д.) => нижняя височная корка (Vinod Goel et raymond Doland, Londres, X, 2001)
семантические шутки => высшая височная корка

Аллергические или аутоиммунные болезни

 

Дислексия, заикание

 

" Lachésis "

 " Lycopodium "

Q. I. - коэффициент интеллектуальности (неречевой)

Q. I. (речевой)

Кажется (Banquet, 1981), в состоянии бодрствования, для приспособления, имеет большое преимущество левый мозг, в то время как состояние сна, предоставляет возможность компенсации на правом мозге, главным образом привязанном к изображениям. В самом деле, противопоставление - цифровой/аналогичной (digital/analogique) - встречается на множестве уровней и, для обобщения, я предлагаю рассмотреть очень известную противоположность на уровне такта, а именно, эпикритический/протопатетический (épicritique/protopathique). Называем " эпикритическую " функцию осязания, которая позволяет распознать предмет с большой точностью, и " протопатетическую " ту, которая позволяет распознать грубо предметы, ощущать их общую форму в пространстве, определить их добрые или опасные стороны, и т.д.. Иными словами, одна из этих функций ориентирует и предупреждает нас об опасности, другая назначает и точно указывает нам.

Кажется, что есть исключения, когда мы приписываем чувственную и эмоциональную функцию правому мозгу и символическую левому мозгу (например, смотреть случай жестокого обращения к ребенку), и тут нужно интересоваться значение таких особенностей.

Лечить дислексию?

16.02.2001 - Исследователи университета Джорджтаун, в Вашингтоне, подтвердили, что нижная париетальная зона левой части мозга, проявляет меньше активности у людей страдающие дислексией (неспособностью понимать читаемое). Однако, именно в этой части происходит обработка изображений и звуков.

Активность париетальной доли левого полушария мозга, возможно, является хорошим предсказателем дислексии.

“ Гиневере Эден и Томас Зеффиро (Guinevere Eden et Thomas Zeffiro) разработали тест, который позволяет идентифицировать детей с проблемами дислексии, до того времени как научат читать. Можно избежать, таким образом, в случае необходимости, неожиданное появление дислексии, благодаря интенсивным упражнениям понимания изображений и звуков. « Мы склоны думать, и напрасно, что дислексия ведет к изменению направления букв или слов, но, проблема совсем не в этом уточняет Гуиневере Эден. Действительно, она укоренена в обработке информаций о звуках и изображениях мозгом ”. Дислексия можно излечить, в том числе у взрослых. Главным образом, используя пластичность мозга, они заставили правую часть компенсировать недостатки левой части [1] ».

Задолго до этих работ, метод латерального восстановления Мескера (Mesker), учитывает эти наблюдения. Можно к этому добавить применение Биполярных Звуков, которые мы недавно разработали. К тому же стимуляция, гипервысокими звуками, правого уха и левого полушария, предложенная Альфредом Томатисом (и повторена Изи Беллером (Isi Beller)) дает очень хорошие результаты.

Сущность специализации полушарий, и особенно левого мозга для речи, возможно, находится в ранних анатомических или функциональных данных. Эта специализация происходит одновременно с преимуществом правой части тела на выполнение лингвистических задач. Пытались объяснять это явление свойством цепей нейронов, (Kimura, 1961), которые обеспечивают крепкое прямое соединение левого полушария и правого уха. Этот логический аргумент и, как таковой, надо учитывать, но, не забывая о том что из-за сложности и множественных функциональных компенсаций нашей нервной системы, это преимущество может сокращаться, когда оно соперничает с другими уровнями функционирования.

Морэ и Пьерсон (Morais (1975) et Pierson (1983)) намекали о том, что эти анатомо-физиологические данные должны быть обобщены. Преимущество правого уха в освоении речи передается не только в глаз, в мышцах и по всей правой части тела, но также в пространстве, которое нас окружает. Это пространство разделено на правое и левое полупространство, имеющие характеристики в гармонии со специализацией полушарий, о которой мы только что говорили. Это настолько проверено, что преимущество правой части может быть доказанным, и для этого передаем одинаковые сообщения субъекту в оба уши, при этом добавляем ненастоящий репродуктор сбоку. Когда он помещен направо, результаты лучшие, чем, когда он находиться налево! Это нужно учитывать в методах восстановления лингвистических способностей: Тут, необходимо делать более стимулирующее правое пространство, где будут находиться обучающий, а микрофон помещается в правую сторону пациента, и т.д.

66-ой Конгресс Канадо-Французской Ассоциации для Развития Наук
(66° Congrès de l'Association Canadienne-Française pour l'Avancement des Sciences)

Руси Сильвен (ROUSSY Sylvain), Тупен Жан (TOUPIN Jean), Ходжин Шеилах (HODGINS Sheilagh) =>
Нейропсихологическое исследование эмоционального обособления психопатов
(Сессия: C-436: От расстройства антисоциальной личности до психопатии).

Психопатия характеризуется отсутствием беспокойства, сопереживания и сожаления, а также заметной нечувствительностью в плане межличностных отношений. Психопаты, действительно, совершенно гедонистические, и как кажется, не придают значения отрицательным эмоциям. Кортикальный контроль мотиваций под-кортикальных механизмов, прибавленных к пережитым эмоциям, кажется, характеризуется доминированием правого полушария относительно отрицательных стимулов и левого полушария относительно положительных стимулов. Таким образом, гипотеза о том, что функциональная асимметрия тела или мозга менее выражена у психопатов, кажется допустимой и существенной в эмпирическом исследовании, ввиду материалов, предназначенных лечению отрицательных стимулов.

Во время тахистоскопический тест функциональной асимметрии, включающий 40 визуальных картинок, данные электродермальной реакции были отмечены у психопатов и не психопатов, с применением “ Psychopathy ChecklistRevised ”. Для каждого из экспериментов, кратковременный положительный или отрицательный стимул (27мс) в одной или другой половине визуального поля, был слегка спаренным с нейтральным стимулом, осуществленным в течение 180 мс, в противоположной половине визуального поля. В то время как не психопаты (n=17) показывали высокую активную проводимость, когда отрицательные стимулы были подключены в правом полушарии, психопаты (n=13) показывали, для таких же стимулов, значимый ответ, когда левое полушарие было стимулировано. Таким образом, атипичная функциональная асимметрия интерпретации эмоционального переживания, кажется, связана с психопатией

К тому же, ФАМ ХОАНГ ТЬЕРРИ (PHAM HOANG Thierry) показал (см. психопатия и эмоции: от эмоциональной лексики до психо-физиологических измерений), что у психопатов не выявляется очевидное непонимание эмоционального выражения, даже если их категоризация эмоциональных слов ощутимо незначительна, и с высшими показателями словесной слепоты.

Символизм пространства

Мы замечаем также психо-эмоциональное развитие функциональной асимметрии, известно как " символизм пространства ", о котором пишут Дезой (Desoille) в Грёзе3, в проективных тестах, в графологии и в действиях положений тела и мимики, сопровождающих эмоциональное выражение (Carton, 1942 ; Teillard, 1948). Направление взгляда меняется в зависимости от изменений мысли; эмоциональное состояние вызывает поворот взгляда налево, главным образом, если речь идет об обстоятельствах, сопровождаемых беспокойством. Температура кожи и других нейро-вегетативных явлений (потение, электрическое сопротивление кожи, топорщение волос на коже, обесцвечивание волос, и т.д.), могут намного отличиться на правой и на левой части тела согласно пережитому человеком в данный момент или в недавнее время. Те люди, которые смотрят очень часто направо, более рациональные (с математическими способностями) чем те, кто чаще поворачивают налево (эмоциональнее, более творческие) (Bonis, 1978). Этот символизм касается всех направлений пространства и тела (Corman, 1948; Sackheim, 1978; Campbell, 1979; и т.д.). В настоящей главе, рассмотрим только " латеральные " данные (см. таблицу далее).

  1. Можно найти многочисленные примеры во всех клинических рассказах исследователей, использующих эту технику. Уже, Дезой это описывает подробно (например в труде Теория и практика контролируемого сна наяву, изд. Mont Blanc, 1961, стр. 117, 148, 149, 157, 166, 167, 182, 183, 186).

Мы увидим, что предпочтительная леворукость может изменить специализацию полушария, и что эта специализация ориентированна на праворукость; но в чем суть символизма пространства? Он, вероятно, очень связан с обеими первыми (праворукостью и леворукостью); между тем он развивается через культурную деятельность, которая ему придает вид образцовой структуры5. Взамен, поведения субъекта в символических векторах правой и левой стороны могут его заставить пользоваться своим односторонним функциональным превосходством собственного в качестве симптома (он будет считаться " лжелевшой ", например). Этот термин симптома выходит за пределы патологического: иными словами, каждый, из нас, как должен рассматривать противоположность - мужской/женский, должен поступать таким же образом насчет сопоставления правый/левый; и не только в политике!

  1. Баитандижк (Buytendijk) (1956 г.) ссылается на многочисленные работы, которые предлагают рассматривать символизм “ левой-правой ” стороны с культурной точки зрения, и это связано с некоторыми из аспектов в плане графической линии. В основном, этот символизм не от этого зависит и пропитывает психическую и неврологическую жизнь всех индивидов, каким бы ни было их географическое происхождение, и их индивидуальная склонность быть правшой или левшой. Прошлое и пассивное налево, планы и активное направо. Скорость движущего тела, идущего к левой стороне, кажется больше чем скорость того же тела, идущего к правой стороне (разница в 30 %). Также движения головы более живые с одной стороны, чем с другой. Он сумел доказать идею, что оппозиция левой-правой стороны основывается скорее на движущем чем чисто перцептивном основании. Это, конечно, добавит воду на мельницу гипотез, которые мы защищаем дальше, и это относится к фоническому происхождению и мышечного превосходства одной стороны над другой в течение внутриматочной жизни.

Кажется, что мужчины в этом имеют больше преимущество, чем женщины, менее склонные к функциональной асимметрии, и тем самым интуитивные и в меньше мере односторонне включены в процессе современной технологии (Zaidel, 1984).

Символизм пространства

(речь идет о психологическом " сходстве ", а не личностей)

Левый

Правый

Левый

Правый

Мать

Отец

Низ

Верх

Женский

Мужской

Мазохизм

Садизм

Пассивный

Активный

Самопожертвование

Покорение

Интимность

Общество

Прошлое

Будущее

Вдохновение

Действие

Неловкость

Ловкость

(Инь)

(Ян)

Луна

Солнце

Земля

Небо

Зима

Летнее солнцестояние

Пространство

Время, срок

Природа

Разум

Тень

Свет

Смерть

Жизнь

Зло

Добро

Несправедливый

Справедливый

Наказание

Вознаграждение

Революция

Социальный институт

Зловещий

Счастливый

Материя

Форма

Задняя часть

Передняя часть

Мощь

Действие

Мужчины слушают только одной долю[2]

Женщины говорят всегда, что мужчины слушают только одним ухом. В самом деле, это ещё хуже: возможно, что они слушают только половиной своего мозга!

30.11.2000 – Группа исследователи Штата Индиана в США (University School of Medecine), пришли к такому заключению после опытов с 20 морскими свинками - 10 самцов и 10 самок. По выводам исследователей, когда им говорим, мужчины используют главным образом левую долю своего мозга, в то время как, у женщин, оба полушария замешаны в этом процессе.

 

Эти рентгеновские снимки активности мозга не оставляют никакого сомнения: мужчины используют одну долю чтобы слушать, а женщины две.

(Источник: IU School of Medicine, Department of radiology).


Выряженные наушниками, участники должны были прослушать фрагмент американского бестселлера " The Partner " Джона Грайшам, в то время как их мозг был тщательно исследован обработкой изображений по методу функционального магнитного резонанса (IRMf). Именно кровяной поток показывает степень активности в различных частях мозга.

Исследователи также заметили, что женщины проявили больше способности слушать два разговора одновременно. « Это может объясниться, тем, что у них больше части мозговых ресурсов посвящается речью » (Жозеф Люрито) (Joseph Lurito)...

Женщины лучше осваивают языки, в то время как мужчины производительнее для всего того, что касается видение предметов в трех размерах. Мозг у мужчин и у женщин хорошо отличается. Кроме " анекдотической " стороны, это исследование имеет несомненный научный интерес: она напоминает, то, что у жертв церебральных и мозговых нарушений кровообращения, женщины в состоянии быстрее восстанавливать свои способности понимать речь.

Некоторые исследователи (Roos-Weil, 1983) утверждают, что они распознали суть языкового контроля у левши по наклону его почерку: левонаклонный почерк подтвердил бы его локализацию на левом полушарии, а правонаклонный почерк значит, что именно правое полушарие управляет речь. Если только не исключаем наличие некое удивительное неврологическое расстройство, речь идет о графометрических и графологических показателях наклонности почерка: принятие или отдаления по отношению к общественным нормам.

Наклон почерка и его графологическое значение

Левонаклонный почерк обозначает что субъект защищается от других или от самого себя; он осторожен или робок. Он осторожен в своих отношениях к другим, он боится открывать свою слабость другим. Он устанавливает барьер между ним и миром. Ему кажется, что его не понимают (Delachaux, 1955). Левша, имеющий такой почерк, будет назван “ langage-HD ”. 

Правонаклонный почерк, “ выражает подвижный характер, который толкает пишущего вперед, или неспособность противостоять " конформизму (Aymard, 1985). Левша, у которого такой почерк - langage-HG.

*

Давайте возвратимся к Сириллу. Он правша в ежедневных действиях, хотя полушарие, ответственное за их безотказного выполнения, ориентирует его жесты, переставляя верх и низ, как только визуальный контроль исчезает (см. рис. 16 и 17, где он пишет наоборот цифры)! Дело, в том, что существует, согласно очевидной конформистской позиции, противоположное несознательное положение, пагубное в буквальном смысле! Остается только уточнить, это противопоставление касается ли бессознательную переоценку, которая ведет к тому, что явления социально приняты, будут несознательно и наоборот предметом презрения. Другое объяснение присутствует в его истории хромоножки: нога, знаменитая до того степени, что вытесняет всё остальное, и тем самым является причиной изменения ценностей в обратном направлении? Мы думаем, конечно, об Иакове, при рождении, держась рукою за пяту своего брата Исава.

Перевернутое дерево или написанный наоборот столбец являются  культурными наследиями, которые могут быть без сомнения причиной индивидуальных явлений изменения направления верх/низ: священное переворот. Этот переворот определяет корни существа в универсальном божественном, т.е. мужском и отцовском, абсолютном и очевидном принципе. И тогда мы получим одно воплощённое воображение в графическом жесте, воображение быть плодом своего отца, приведенного на свет им.

Рис 18. Изображения голосовой щели при одностороннем параличе возвратного нерва (левый).
Осмотр гортани в отдыхе (A), затем во время фонации (B)
(Testut et Jacob, 1905).

Симметрия " кувады"6 (обычай у некоторых народов, по которому мужчина символично присутствует во время родов жены)? Воздействие такого функционирования на внутренние запасы мозга должно быть значительным! Действительно, этот переворот упоминает функциональное "скрещение " путей, и он немного подобен тому, который обеспечивает связи между мозгом и периферией, то есть, между внутренним миром и внешней средой, между субъективным и объективным. У этого мальчика, одно полушарие мозга ведет себя по отношению другого, как себя вел бы весь мозг по отношению окружающей среды.

  1. Мы называем куваду символическое участие мужа к родам. Это участие может существовать спонтанно, более или менее сознательное, или являться предметом социально установленного ритуала.

 

Процесс образования центральных специализаций

Оба мозга способны (Bertelson, 1982; Gazzaniga, 1983) выполнять оба способа функционирования, количественные и качественные, аналитические и интуитивные, научные и художественные, математические и литературные, и т.д. Однако, человеку полезно специализировать свои полушария. Это осваивается понемногу и становится труднее и труднее что-либо изменить. И так, серьезное повреждение левого полушария не помешает ребенку обучаться речью, в то время как такой эффект почти лишит старика возможность восстановить свою афазию.

Поразительная теория

Как объяснять эту специализацию, правдивую как для левши, так и для правши? Тут гипотеза наследия, благовидная; но каким механизмом она выражается?

Томатис замечает разницу в длине между правым и левым возвратными нервами. Эти нервы управляют голосовыми связками (рис 19). Он предполагает, что эта анатомическая разница способствует управлению правого полушария фонацией, в ущерб действия левого. Этот приводит к тому что, мозг предоставляет приоритет всей системе контроля " голос/слушание ", связанной с левым полушарием. Это осуществляется психологическим воздействием, не обязательно лингвистическим. Это одна из редких теорий, которая объяснила бы универсальный факт специализации левого мозга для языка7.

  1. Цюнода (Tsunoda) (1973 г.) выявил глубокую оригинальность специализации полушарий мозга людей, чей родной язык является японским. Эта особенность вероятно связанна со значимостью гласных на японском языке: они слушают левым полушарием все звуки за исключением западной музыки и звуков машин. Иными словами исключение здесь подтверждает правила и даже больше. Оно её подносит в крайнюю степень вообразимого! Цюнода, во время обмена устных разговоров, на плохом английском языке, а также в дальнейших трудах, объясняет некоторые отличия японского мышления и особенности культуры и духовности “ зен ” концентрацией всех функций на левом полушарии, отделенных для других говорящих. Это, возможно, приводит к тому, что левое полушарие японцев берет на себя также активные функции, возложенные на правое полушарие у западных людей.



Рис 19

The top trace shows the Gx (unfiltered) electroglottogram at onset of the word " about ". Note the change of baseline resistance, which is very large compared to the minute changes (ripples in the trace) resulting from the vocal fold cycle. Decreasing resistance (glottal closure) is upward. The change at the start of the utterance shows laryngeal preparation - including vocal fold adduction - for phonation. The lower trace is the audio signal (d'après Baken, 1987).

Чтобы издавать звук, мы приближаем наши голосовые связки и таким способом, выпусаемый воздух из наших легких их заставляет дрожать, проходя через эту маленькую щель: мы регулируем высоту и силу голоса, модулируя давление воздуха и сокращения голосовых связок. Если парализована одна этих связок, теряется точность звука, голос становится дефективным. При исследовании в ларингоскопе, можно замечать, что голосовая щель неправильно расположена (рис 20). Такое явление также появляется после рождения, когда ребенок прикладывает усилия чтобы кричать.


Рис 20

В самом деле, управляющий нерв левой связки длиннее (10 см), чем нерв правой связки, и поэтому напрягает медленнее (затем в конце действия, ослабляет) управляемую связку. Тот же нерв проводит также чувствительные контрольные импульсы, которые дополнительно опаздывают (20 см) из-за тех же причин (рис 19). Доказали8, что, благодаря тренировкам, не действующим у глухого, левый возвратный нерв увеличивается по толщине, и это, то, что ему придает большую скорость проводимости, следовательно, импульс достигает обе голосовых связок одновременно9.

  1. Томаш и Бриттон (Tomasch и Britton) (1955 г.), затем Жлена Крмпотик (Jelena Krmpotic) (1956 г.), по словам Р Хюссона (R. Husson) (1962 г.).
  1. Между тем, это не проверено для врожденных глухих, которые сохраняют первоначальные диспропорции. То же самое для детей в незначительном возрасте, и которые никогда не говорили.

Вероятно, именно голосовое упражнение, обучение, создают отличия в функциях полушарий из-за неравной длины возвратных нервов: вот сущность универсальности явления и его постепенное развитие (афазия у ребенка, парализованного на правой части тела, не так опасно как афазия у взрослого10). Эта теория11 не доказана. Однако, мы не можем её отрицать, только из-за того факта что она связана, исторически, с теорией " нейро- хромосомный " (уже не актуальная) голосового произведения. И действительно, принятие " мио-эластичной аэродинамической теории " не отменяет необходимости контроля фонации возвратными нервами (Crystal, 1987, стр. 129).

  1. Птицы летят на помощь этой оспариваемой теории. Обучение пения
    у канарейки, это дело функционального превосходства: поражение подъязычного нерва, который контролирует левую сторону нижней гортани, имеет пагубнее воздействие на пение, чем повреждение правой стороны (
    Nottebohm
    , Нью-Йорк). Заметим что, у птиц, аортальная клюшка представляет симметричную кривизну что и нашей.
  2. Теория получает косвенное подтверждение вследствие последующего общего закона, и согласно которого структурирование мозговых центров зависит от действий периферийных нейронов ещё на эмбриональном и зародышевом уровнях. Я из этого сделал некоторые выводы в замечании по поводу первичного нарциссизма (Auriol, 1990 et 1991). Недавнее исследование (Dehay, 1989) разъясняет этот закон насчет глаза. (" Спонтанное ") действие до рождения в отсутствие света, стимулирует будущие мозговые зоны зрения; эти последние останутся атрофированными, если запретить это « зрение без света », например, лишая глаза у зародыша (макаки …), и при том, на ранней стадии.

Люсьен Бассу (1983 г.) показал, что глухие, в основном, одинаково владеют обеими руками (из-за сокращения способностей правой руки), и чаще лучше видят левым глазом, чем не глухие особы.

Больше 95 % людей специализируют свои полушария головного мозга, как мы только что это доказали. К тому же, большинство предпочитает использовать правую руку, правую ногу, правое ухо, правый глаз для выполнения действий, требующих точность и тонкость. Специализация полушарий головного мозга, предпочтение использовать одну из сторон тела для выполнения одной задачи, и символизм пространства (Auriol, 1988a), связаны и взаимодействуют друг с другом. Есть вероятность что, кроме признаков наследственного характера (которые создают только основу ложной симметрии органов: сердца, печени, и т.д.), формируется комплекс, именуемый функциональное превосходство одной половины тела над другой, ещё со времени овуляции, но и главным образом во время внутриматочной жизни, и в первые годы жизни (Michel, 1983).

Процесс образования периферийных функциональных превосходств одной половины тела над другой

Без замешательства

Научные работы посвящены наследственности функционального предпочтения одной половины тела, дали только противоречивые и не очень убедительные результаты. Положение органов асимметрично и постоянно целенаправленно (сердце налево, печень направо, и т.д.). Между тем, известно о случаях полных или частичных инверсий этого порядка (situs inversus - обратное расположение внутренних органов с сердцем перемешено направо, например). Среди людей с этой аномалии “situs inversus ”, нет ни больше и не меньше левшей чем среди других (Ruel, 1970)12. Также, это проверено между людьми, чьи волосы обвиваются на правой стороне, и теми, чьими волосы обвиваются налево.

  1. Эмбрионы мыши с обратным расположением внутренних органов, от латыни “situs inversus заворачиваются в матке матери, в противоположном направлении нормальных зародышей. Это анатомическое свертывание может иметь у малыша человека статистические последствия, относительно своего окончательного положения при рождении. Между тем, в большем или меньшем числе случаев, движения зародыша и движения матери приведут к положениям, относящимся к меньшинству. Мы имеем дело с 2/3 положения OIGA 1/3 положения “ OIDP ”. Таким образом, скажем, что один индивид из трех ускользает от влияния генов.

С замешательством

Положение зародыша в матке, в различные периоды беременности, находится в зависимости от сложных явлений, связывающих ребенка со своей матерью. Сначала, происхождение зародышевой клетки (правого или левого яичника), места её имплантации в случае оплодотворёния, и дальнейшее положение плаценты, затем вагинальные и маточные движения во время сексуальных отношений, перистальтика материнского кишечника, перемещения диафрагмы и брюшной перегородки, связанные с дыханием, и все положения или движения матери, принимают участие в двигательных процессах содержания матки. В последние месяцы беременности, мышечные реакции ребенка способствуют установлению оживленного диалога между обоими партнерами. В этом диалоге, могут участвовать и внешние посторонние лица (отец, врач, haptonomie, и т.д.).

Известный результат (66 %) этой телесной диалектики, это рождение ребенка в положении “ OIG ” (продольное положение, первая позиция): зародыш находится в положении головы вниз, задняя часть его черепа на левой стороне таза матери (рис 21). Итак, существует статистическое соотношение (Churchill, 1962; Grapin, 1968) между предпочтением применить ту или другую руку в действии ребенка (и затем взрослого), и видом положения при рождении (головное продольное положение, первая позиция - затылок повернут к левой части таза матери или “ OIG ”: праворукость; головное продольное положение, вторая позиция - затылок повернут к правой части таза матери или “ OID ”: леворукость)13. Почему эта статистическая связь? Позиция “ OIG ” благоприятствует сокращениям перемещения (" изотоническими ") мышц направо, и мышечным опорным сокращениям (" изометрическими ") для мышц, расположенных налево: в самом деле, правая часть тела зародыша ближе к передней части матери, и гибче, в то время как левая часть ближе к материнской спине и менее подвижная (Moss, 1929). Формируется, таким образом, условный рефлекс и даже "отпечаток ", все связанные с этим положением. Нервная система, находящаяся на стадии образования в такой период, записывает в своей структуре даже эти удобства изометрических сокращений налево и изотонических направо. Но это происходит только после шести месяцев беременности (зародыш активно шевелится, только начиная с четырех с половиной месяцев или пяти месяцев беременности). Действительно, настоящие недоношенные дети будут, в возрасте четырех лет, левшами на 50 %, в то время как другие будут чаще всего правшами (90 %) (O' Callaghan, 1987). Это исследование показывает также, что анатомическое отличие коры головного мозга14 связано с датой рождения. Этим можно объяснить тот факт, что близнецы (однояйцевые или двуяйцевые) чаще левши, чем другие; статистическое явление о праворукости у них отсутствует. Вероятно, что их положение не так стабильное по отношению к перегородкам матки; особенно, у одного из двух близнецов, обычно, противоположное положение своего брата. Таким образом, если наша гипотеза верна, он должен приобретать противоположную функциональную асимметрию тела.

  1. Также установили статистическую связь между общего положения зародыша и предпочтением новорожденного отдыхать с головой, повернутой направо (Michel, 1983). Со своей стороны, Мелекян (Mélékian) (1981 г.) установил, что автоматические первые шаги начинаются с правой ногой в 70 % случаев. Он не старался искать статистическую связь с положением при рождении; было бы очень легко и интересно это сделать (поскольку пропорция правшей по ноге кажется очень близкой к проценту рожденных в положении OIG!).
  2. Жесвинд (Geschwind) (1984 г.) показал, что « височная площадка » занимает больше площади налево, чем направо в 65 % случаев, против 11 % в обратном. Также, склон латеральной (сильвиевой) борозды больше налево, фронтальная доля менее выпуклая налево. Все это подтверждается еще до рождения.

По следам бледного шара

Начиная с возраста шестых месяцев, мы замечаем, что одно нервное образование, названное “ globus pallidus или бледный шар крупнее и активнее налево, чем направо. Она имеет влияние на двигательный процесс - главным образом во время принятия решения этого движения - противоположной стороны тела. Животные имеют функциональную асимметрию без особого преобладания правой части тела (они - правши для половины из них): их индивидуальной функциональной асимметрии соответствует увеличенный бледный шар (Koistra, 1988).

Алло! Мама?

Правое ухо зародыша, в положении “ OIG ”, находится ближе к брюшной перегородке матери. И, следовательно, оно будет чувствительным к внешним звукам, в то время как левое ухо, ближе к материнской крестцовой кости, будет чувствительным к органическим звукам (к звуку аорты, ободочной кишки), а также к костной проводимости матери (основной частоты материнского голоса, звука шагов, и т.д.). Все эти явления должны произвести многочисленные индивидуальные подходы для определения значимости и распределения предпочтений одной или другой стороны тела в функциональной асимметрии.

Рис 21
A. Голова, вступая в положение “
OIGA ” (две трети случаев); B. Голова, вступая в положение “ OIDP ” (треть случаев) (согласно Поко и Бедрин (Paucot et Bédrine) 1963 г.))

Всё в одну сторону

Новорожденные " предпочитают " вращать голову в одно и то же направление (в большинстве случае, направо). Подобная привычка связана с их предварительным положением в матке и усиливается с большой слуховой и тактильной чувствительности, с той же стороны тела. Вивиани (1978 г.) смог показать, что в возрасте 7 лет дети склоны к развитию функциональной асимметрии в зависимости от этих первых данных.

В течение первых трех месяцев жизни, младенец развивает " постуральный шейный тонический рефлекс Магнуса ": если он поворачивает голову в одну сторону, его рука и его нога напрягаются также с той же стороны, и сгибаются с другой стороны. Этот механизм связан с основными частями мозга, с теми, которые находим даже у рептилий. Однако, ориентация действий к правой стороне встречается чаще.

Здесь, антагонизм, необходимый для любого действия, это верх/низ. Вытягивание правой руки идет с вытягиванием правой ноги, так же для сгибания. Мы можем таким образом обращать внимание на смешение валетом показано тестом Сирилла. В этом случае, мы имеем дело с симметрией по отношению к одной точке, вместо всего плана; иными словами, все происходит, как если, помимо симметрии правый/левый (см. дальше), мы пойдем дальше и добавим симметрию верх/низ, используя верхнюю часть правого полушария мозга в качестве отражения нижней части и наоборот! Для опознания определенного лица на фотографии, и, несомненно, других форм, обычный ребенок обращает внимание на верхней части фотографии или рисунка (лоб, глаза), в то время как ребенок, страдающий аутизмом в возрасте менее 10 лет, интересуется низшей частью (нос, рот, подбородок) (Langdell, 1978).

В течение самых первых месяцев жизни, принцип активной ориентации находится главным образом на уровне обоняния, а мышечное действие - на тоническом уровне, участвующее в продуманных манипуляциях, или в действиях выполняемых взрослым (особенно матерью). Можем относить эту стадию к отношениям матери/ребенку, описанным Винникоттом (Winnicott), скажем в качестве няни, охранительницы и лечащего. Уже не говоря о главных последствиях такого общения (заметные последствия, например при аутизме), обнаруживаемых позже, под видом неустранимых расстройств классическими методами, поскольку уже укоренена неустойчивость: леворукость, лексические расстройства и неспособности писания, трудность в координации мысли и в стабилизации поведения, и т.д. (Lefebvre et Labonté, 1975). Также ритмические качества, способности интегрирования к определенным кругам приобретут большое значение. На этом этапе, организм действует по различным параметрам, как если бы он состоял из двух частей с независимым центральным управлением, и каждая из них реагирует на свои собственные стимуляции за свой счет. Роль общего интегрирования выполняет спинной мозг и нижние части головного мозга (продолговатый мозг).

Со второго или третьего месяца (Ramsay, 1980), ребенок пытается охватить одной рукой предметы, на которые он смотрит одним глазом, и дальше их притягивает ко рту. Предпочтение для одной стороны тела (правой чаще всего) продолжается и останется неизменным для 90 % детей до 15-ого месяца. Было бы субъективно сравнить это тело " разделено на два ", с разделенным миром Мелани Клеина (1952 г.). Она пытается ставить ребенка в " параноидном положении ": он разделяет грудь (маму) на два объекта: один, очень хороший, а другой, очень плохой, согласно тому, что этот объект ему предоставляет удовольствие или вызывает чувство неудовлетворенности.

В случаях Давида, и главным образом Сирилла, возможно, если допускать такую гипотезу, обнаружить след " проективной идентификации ". Действительно, мы вправе думать, что этот период был проблематичен и, следовательно, вызвал признаки фиксации. К тому же, нарисованный ребенком рисунок валетом распознает экзаменатор, расположенный напротив него без переворота листа: изображение чисел, как сам этот экзаменатор нарисовал бы, оставаясь на своем месте. Тут имеем дело с центробежной, " проективной " идентификацией в широком смысле. Становится даже вероятно, если принимать в расчет последующие механизмы, связанные с проблемой кастрации, что речь идет о проективной идентификации в точном смысле, а это значит с большим желанием обижать мать фантазматическим образом, внутри души, закладывая в ней некоторые " плохие " качества личности субъекта (хромоножка для Сирилла) (Klein, 1952).

До завтра

От пяти месяцев до одного года, ребенок манипулирует предметы двумя руками (обе выполняя одинаковую роль), и проявляет, таким образом, первое сотрудничество двух половин тела высокого характера (симметрия Право/Лево). Удачные опыты одной стороны тела может быть переданными другой половины, благодаря действию мозолистого тела (система волокон, соединяющих оба полушария мозга). Он использует оба глаза, которыми он начинает лучше управлять. Он начинает пользоваться грубо противоположностью большого пальца к другим пальцам. (Согласно М. Л. Оушер (M.-L. Aucher)), дети, рожденные от мам, которые много пели в течение своей беременности это повторяют с рождения!)

Он осваивает взаимную улыбку, затем отличать известное и неизвестное, переднее и заднее, увиденное и услышанное, отсутствие и встречу после разлуки (Spitz, 1968). Он пытается обнаружить отсутствие матери " игрой в катушке ": он бросает какой-нибудь предмет, затем требует возврата, и ещё его бросает, и бросает заново (Freud: " Fort Da ").

Мелани Клеин (1952 г.) говорит о " депрессивном состоянии ". Ребенок способен представить свою мать как единый существо: уже нет представления с одной стороны " хорошая мать " и с другой " сатанинская ", но есть один человек со своей хорошей стороной и нехорошей стороной. Лакан (1959-1986 гг.) цитируя Геидеггера (Heidegger) замечает, что отсутствие предмета вызывает воспоминание о недоступной вещи, в конечном счете, об отсутствующем заряде, вызывающем мощь пустоты. Это не ограничивается на детский период, но распространяется на отношения лица к Существу.

" Уверенность Существа, это, прежде всего уверенность в своем отсутствии: как такова, она неотделимая часть желания её заново приобрести. Поскольку, она не является объективным знанием, она проявляется только в чувстве нашего разделения, чувство которое рождается в нашем желании не быть отделенными " (Alquié, 1950).

Пяже показал, что весь этот период (с рождения до одного или двух лет) позволяет ребенку развить понятие постоянного (чувственно-двигательного) предмета. И ребенку пришло время складывать руки вместе...

Одна, две... Одна, две...

Между одним и тремя годами, процессы передвижений развиваются, и, следовательно, наблюдаются сложные движения, в которых участвуют руки и оба глаза отличенным и координированным образом: одна часть тела принимает решение о действии, опираясь на другой части, использованной в качестве поддержки, противовеса. Таким образом, он может освоить ходьбу: владение неустойчивости, динамичное равновесие, синтез активности и пассивности. Одна нога вперед, другая пока не двигается, одна рука вперед, в то время как другая ещё назад... Такой же процесс для кистей. В начале этой стадии, тенденция хватать предметы любимой рукой (обычно, правой) исчезает, как кажется, на некоторое время. Между тем, именно с этой рукой осуществляются действия требующие тонкость, и другая только ей помогает.

Устанавливается освоение сфинктеров, в то время как отношение к миру определяется через зрение. Фрейд описывает стадию садистский - анальный со своими перевоплощениями: мышечное укрепление, организованность, бережливость, упорство, и т.д. Индивид сказывается, действует в зависимости от своего окружения, или против него, и позволяет себе быть " исправленным " этим окружением.

Мы разделяем дооперационной мысли (эгоцентрической) Пяже; наделение этикета становится возможным. Слова - как мусорные сумки, куда складываются отсортированные предметы и испытания, взятые у других. Язык тогда принимает главным образом конкретные формы с преобладанием телесного и мимического выражения.

Развитие мозгового функционирования (Thatcher, 1987)

Правое полушарие в целом (до 3 лет) 

….

Правая лобная доля (от 3 до 5 лет) 

левая височная доля (2 - 5 года)

Правая височная доля (от 7 до 10 лет) 

...

Мескер (Mesker) считает, что мы находимся только в самом начале настоящего структурирования функциональной асимметрии, на второй степени образно говоря, но которое состоит из пяти новых этапов. Мы перейдем из эволюции созревания нервных структур (общих для всех) в тонкое применение их функций, но которое не все достигнут.

Этапы Мескера (Mesker)

Левый, правый

Первый этап - этап антагонизма между левой и правой сторонами. Подобный антагонизм развивается в течение третьего или четвертого года жизни: когда я выполняю жест, направленный на левую сторону, и требующий усилие обеих моих рук, это обозначает, что это движение основывается на антагонизме левых или правых мышц одинокого имени. Это объясняется тем, что правая дельтовидная мышца напрягается, левая ослабляется, и т.д. Ходьба, размахивание рук, движения скручивания, являются примерами антагонизма левой и правой стороны. Можно проверить хорошее освоение такой способности, когда просим индивида начертить одновременно обеими руками две гирлянды слева направо. Он сумеет начертить симметрично, так что будет виден рельеф рисунка.

Вперед

Второй этап - этап спинно-брюшного антагонизма, который устанавливается в течение четвертого или пятого года жизни: каждая рука начинает искусно манипулировать предметами посредством большого пальца с одной стороны, и указательный и средний палец с другой стороны, в форме " клещей ". Ребенок может играть в почтительные поклоны (как в считалках), речь обогащается c добавлением сложных слов, фраз, формул вежливости. Один из двух глаз становится " управляющим ": нацеленные точки сосредоточиваются. Когда " подчиненный " глаз не хочет подчиниться, возникает косоглазие. Этот этап и последующий протекают на фоне " фаллической " стадии с проблемами кастрации и требования, которые она порождает. Для Пяже, здесь именно интуитивная мысль властвует. Еще неспособный оторваться от внешнего мира, ребенок ещё не может делать выводы об " опытах своей мысли ".

Будь послушным!

Третий этап, до сих пор основанный на спинно-брюшном антагонизме, устанавливает полностью симметрию. Она развивается в течение пятого или шестого года жизни. Мы можем определить это состояние, если мы попросим ребенка нарисовать двумя руками два контура в форме гирлянд, начиная сбоку, в направление обеих сторон, таким образом, центробежным движением рук.

Выбирать свой лагерь!

Четвертый этап соответствует началу развития функциональной асимметрии. Она устанавливается в течение шестого или седьмого года жизни. Сейчас уже, ребенок становится способным опознавать, на своем собственном теле, левую и правую сторону. Он берет на себя смелость управлять и организовывать свои действия согласно четко выраженной функциональной асимметрии. Все действия, и даже при отсутствии принудительного воспитательного обучения, сосредоточены на одной или другой стороне, правой или левой.

Продолжение и конец

Пятый этап способствует полное созревание этого развития функциональной асимметрии в возрасте между седьмым и одиннадцатым годам (Glees, 1968 ; Michel, 1983). Ребенок отличает правую и левую сторону на теле другого человека. Выбор руки, для необходимых действий, сначала мягкий, но затем становится более и более уверенным, и в конце концов приобретает некоторую твердость. Ребенок становится способным осуществлять в то же самое время медленное движение одной рукой и быстрое другой рукой (Fagard, 1987). Возможно, однажды ребенок будет способен на три удара одной рукой и на четыре другой! Ги Манево показал (Аналитическая группа о звуках) насколько трудно достичь совершенства, в том числе и взрослому, и даже музыканту!

Эта стадия называется психоаналитическая " фаза латентности ": побуждения, кажется, становятся разумными, возникает возраст разума и духовного или религиозного воспитания (первое вероисповедание, и т.д.). Согласно Пяже, мысль способна упорядочить иерархию, составлять асимметричные отношения в какой-либо системе (разбивка на серии или на группы), проводить подсчеты... Для большинства детей, появляется способность тонального и временного анализа именно в этот период.

Возраст

Приобретенная Асимметрия

Функции

Зародыша

Верх и низ

Жить

0 - 6 месяцев
6 - 12

внутри и снаружи

перед и зад

Существовать

Быть

1 - 4 годы

4 - 7 года

7 - 14 лет

Поворачивать (распорядок и противо-распорядок времени)

Отодвигать и приближать (стреловидно-асимметричный)

Действовать для правшей (или левшей)

Становиться

Выражать

Отвечать

В течение созревания, многочисленные факторы появляются и укрепляются, противостоят друг друга, или объединяются: врожденные предрасположенности, способности или врожденные физические недостатки, и условия окружающей среды. Конкретные влияния таких условий, это тот факт, что чем дети старше, и тем среди них меньше левшей (30 % при рождении, 15 % детей в школьном возрасте и только 7 % среди взрослых!).

Когда все закончено?

Существует давление, направленное на правую сторону. Это воздействие не только внешнего, но и главным образом внутреннего происхождения: действительно языковые способности подчиняются левой доле, в том числе, хотя в малейшей степени, у левши. Возможно, что, таким образом, языковая практика, её количественное значение и её степень сложности, свойственные всякому умному существу, и насколько он им является и тем он воплощает свои аналитические способности в однородной праворукости.

Ребенок может поддаться всеми своими принуждениями, их нюансировать или наоборот им ожесточенно противиться. Это может быть для него бессознательный способ превратить психические переживания в соматическое изменение некоторые неповиновения, когда он сам неспособен их формулировать и даже это не осознает. Доходит до появления умственных блокировок или некоторых расстройств речи. Теперь понимаем, что любое отклонение в эволюции, которую мы описали, может иметь некоторые последствия. Между прочим, эти последствия не всегда отрицательные: оригинальность и преодоление самого себя могут возникать в препятствиях и в нужде.

Расстройства развития функциональной асимметрии

Расстройства, связанные с антагонизмом верх- низ (0 - 3 месяцев)

Смешения верх/низ (b/p; 6/9; …): дети очень неловкие; значительные неуспеваемости во всех учебных предметах: чтение, писание и арифметика.

Расстройства, связанные с антагонизмом правой стороны и левой стороны (3-4 года)

Проблемы: псевдо-дебильность, общие учебные неуспеваемости

Внешние признаки: " аморфный " ребенок или " в облаках ".

Расстройства, связанные с антагонизмом спина/живот (4-6 лет)

Принужденное развитие функциональной асимметрии (не освоенная симметрия).

Проблемы: глубокая дислексия, затруднения в овладении орфографией, затруднения при обучении счёту.

Внешние признаки: прилежный, старается, но без результатов, слишком послушный, заторможенный, писание хорошо выглядит и чересчур выделенное, трудности в математике, хорошие учебные результаты в течение первые время, но затем регрессирует.

Ошибки в ориентации в пространстве по тесту проверки слуха (см. дальше)

Нестабильность сосредоточения.

Затруднение в начале развития функциональной асимметрии (6-7 лет)

Неустойчивое развитие функциональной асимметрии (то правша, то левша).

Проблемы: легкая дислексия, затруднения в чтении и в орфографии, нестабильные успеваемости особенно по математике.

Внешние признаки: недисциплинированный ребенок, неухоженное писание букв; инверсия g-d при писании букв (смешение b/d, eu/ue, ei/ie, 12/21, и т.д.), удовлетворяется только

настоящим моментом.

Затруднение в фазе развития интегрированной функциональной асимметрии (7-12 лет)

Проблемы: медлительность не без последствия, спорадические ошибки.

Внешние признаки: робкий, интроверт.

Правши, но пишут левой рукой или наоборот.

Неповиновение учебным процессам, интроверсия.

Правши, которые слушают левым ухом (или наоборот)

Слабое сосредоточие, не систематические ошибки, подобно " смог делать намного лучше ", неудовлетворительные результаты.

Смешение звуков (глухие/звонкие: f-v, s-z, и т.д.), затруднения по тесту Стамбака (Stambak) и высокие показатели на тест Дельта-Т Леппа (Delta-T Leipp)

Утомляемость, склонность к развлечениям (Spirig, 1978).

Расхождения между кривыми слушания воздушной проводимостью и костной проводимостью, без следа признаков глухоты

Психологические проблемы, дефект символизации, тенденций к соматизации (отражение психических переживаний в соматических изменениях), конфликты без причин.

Отсутствие однородности функциональной асимметрии, незначительные и большие противоречия в основных движениях и пространственных представлениях, часто являются последствиями различных расстройств или особенных способностей. Большая часть левшей имеют неуспеваемость в школе, однако, среди детей с нестандартной функциональной асимметрией, есть много чемпионов или творцов высокого уровня. Исследователи определили скорее негативные последствия, но не обращали внимания на хорошие стороны (см. таблицу расстройств связанных с развитием функциональной асимметрии).

Исследование Вальер-Монто (1978 г.) подтверждает связь между однородной праворукости и хорошей адаптации к учебному процессу, но отсутствует утверждение, о том, какое явление является последствием другого.

Описание присущее нашей культуре, это сенсорно-моторное достижение, специально создано для нашей правой руки. Следует рост затруднений в писании для левшей по руки, главным образом, когда разрешение писать этой рукой, основывалось на искусственном или непрочном предпочтении для ребенка. Не надо забывать, однако, что писание есть рисование и, как таковой, базируется на правое полушарие мозга. Итак, обнаруживается утвержденная специализация левого полушария для языка у неграмотных людей (которые не умеют ни читать, ни написать). В рисовании слов, участвует, по крайней мере, в течение какого-то времени, одна форма участия обеих двух половин тела (Tzavaras, 1981).

Последние два этапа, посвященные окончательному развитию функциональной асимметрии, актуальные в психоаналитическом плане, поскольку возникает установление фазы " латентности ", период, когда происходят приспособление ребенка к жизни в общественной группе, " возраст разума " по понятиям католических учителей катехизиса, период, когда импульсы дисциплинируются и сублимируются. Эта ассоциация (не случайная) перехода от усовершенствования устной и письменной речи к фазе структурирования рациональности и к окончательному установлению кортикальной асимметрии, дает нам возможность понимать невероятное значение правой стороны тела в любом обществе. Правая сторона становится не только знаком принадлежности конформистскому большинству, но и знаком общительности, альтруизма, меткости, точности, искренности, удачи, и т.д. И поэтому, наоборот, левая сторона тела будут считаться неловкой, нечистой, пагубной, и даже зловещей!

Следовательно, есть, по крайней мере, три причины для выбора одной из сторон для выполнения действий требующих тонкости. Эти причины, разумеется, взаимно поддерживают друг друга, но и могут конфликтовать. Первая причина зависит от специализации полушария мозга, которое склоняется к употреблению правой стороны, и внутриматочных или дородовых и послеродовых воздействий, которые могут стремиться к той же правой или к левой стороне. Суть второй в значении общественного соответствия, связанного с праворукости. Быть правшой, несмотря на свою рожденную леворукость, просто по конформизму, а также приучение к жизни в обществе; или быть левшой, несмотря на общепринятую тенденцию к праворукости, в отклонение от общих принятых норм, от общественной группы в целом. Третья причина, это соматизация, значит отражение психических переживаний в физиологических изменениях, и она связана с некоторыми идентификациями или антагонизмом по отношению к людям, которые входят в числе воспитательной среды: в этом числе родители, братья и сестры, а также воспитатели. В этих случаях, можно ожидать противоречия, касающиеся руки и глаза или ноги.

Таким образом, диалог, начатый в течение маточной жизни усиливается после рождения и в этом прогрессивно входят многочисленные участники и возможно общество в целом. Функциональная асимметрия может быть приобретена в соответствии с этими различными участниками и средами, или наоборот: таким образом, обнаруживаем левшей или правшей по оппозиции или по подчинению, в независимости от установленной тенденции, и до этапа освоения этой функции (Kraft, 1983). С точки зрения ловкости рук и без сомнения также, что касается более абстрактным свойствам, совпадение функциональной асимметрии между обучающим или преподавателем с одной стороны и учеником или обучающимся, является важным фактором для успеха (Мишель, 1983).

Существует связь между стилем индивида, его самопроизвольными способностями и его типом предпочтение одной из сторон тела. Например, у левшей выявлены (статистически) больше способности в визуально-пространственных задачах, больше богатого воображения, больше интуитивности, лучшая топографическая ориентация. Правши способнее в абстрактной, логической, математической деятельности.

Заключение о функциональных асимметриях в целом

В повседневной жизни, трудно классифицировать большую часть действий, поскольку в них размешены различные возможные типы функциональных асимметрий. Простое предпочтение для одной стороны нашего тела, измеренное с помощью тестов уступает место настоящей стратегии. Это предполагает, естественно, большую сложность и кое-что вроде " перемещения "15.

Мимоходом, если говорить об эволюции функциональных асимметриях, нужно себе задать вопрос, возможно ли, желательно ли, вмешиваться сознательно в этот процесс. Действительно, факт, что существуют люди талантливые или со средними способностями, среди тех, у кого обратное или нестандартное развитие функциональной асимметрии, вызывает сдержанность подобного вмешательства. Эта осмотрительность приобрела чрезмерный характер вследствие столько бед связанных с " неудовлетворенной леворукости ". Более широкий опыт дает думать, что обучение праворукости для левшей, или амбидекстрии, значит, способности одинаково пользоваться обеими руками для каждого, содержит больше преимуществ, чем неудобств. Особенно, если этот опыт совершается разумно в зависимости от этапов развития, которые мы уже описали. Есть определенная проблема в случае уха, поскольку оно связано с речью.

15. Даже без ссылки на “ голографическую” концепцию, которая предполагает что в каждой частице мозга, можно найти большую часть свойств и карт мозга в целом, подобно того, что мы видим в голограмме, где каждая часть снимка отражает всю совокупность, и с меньшей подробностью. 

Развитие функциональной асимметрии слуха

Функциональная асимметрия рук сокращает время принятия решения для выполнения задач определяя, какая рука будет действовать (Flowers, 1975). Сразу можно понимать преимущество, и тем более у ребенка, (Tomatis ; Sparks cité par Barbizet, 1969 ; Torruella, 1980 ; и т.д ), которого предыдущие опыты ориентировались на правое ухо: звук сразу попадает на соответствующем полушарии, и затем анализируется, информация не проходить обязательно транзитом через мозолистое тело (рис 22). У левши по слуху, дополнительный путь необходим (рис. 23); а также потеря времени... Откуда усталость, досада и порочный круг неудач и выговоры.



Рис 22. Семантический путь (у правшей по слуху).
 [рис Ж. Орьол (
J
. Auriol)]

Тесты функционального превосходства одного уха над другим

Можно понять интерес исследователей к созданию надежного теста этого функционального превосходства, столь полезного, чтобы быть освоенным. Существуют многочисленные тесты, вот некоторые из них.

Наилучшее ухо

Проводим простое сравнение обоих ушей (пороги, способность тонального анализа, временная дискриминация, и т.д.). Математик Алексис Вандермонд (Alexis Vandermonde) (1756 г.) утверждал, что фальшивый голос, это результат неравенства слуховой остроты между обоими ушами. Он предлагал таким образом тренировать слабое ухо для того, для того чтобы его приводить к нормальному голосу как у всех. Конечно, чрезмерно простой способ, но не лишенный большой интуиции. Слуховые дефекты вызывают голосовые искажения, как мы это дальше выясним.

Слуховые пороги одного и того же индивида меняются в зависимости от времени сутки, недавних услышанных звуков, состояние духа по отношению к тесту и исследователю, его музыкальной грамотности, и т.д. Естественно, существует отличия между обоими ушами, когда речь идет о тональном пороге или о его восстановлении после усталости (Parrot, 1981). Эти отличия проявляются часто в пользу правого уха (именно в 4 кГц), но могут колебаться в противоположную сторону для другой частоты (напр. 6 кГц). Было бы полезно выявить, именно для зоны частот использованных в речи, если эти отличия связаны с другими звуковыми тестами функционального предпочтения одной стороны тела.

Рис 23. Семантический путь (у левшей по слуху). [рис Ж. Орьол (J. Auriol)]

Дихотомический тест

Мне показалось полезно проводить простое испытание, позволяющее определить любимое ухо своих пациентов во время слушания произнесенной речи. Мне пришло сначала в мысли использовать классическую дихотомическую звуковую ленту: одно слово подается в одно ухо, и в то время как второе слово подается, строго в то же самое время, другому уху. Надо сказать то, что услышали. Пациент слышит одно из обоих слов раньше второго. Если он слышит вначале слово правой стороны, имеем дело с приоритетом правого уха, и также для левого. Используя несколько последовательных пар, определяем наиболее частый приоритет. Пациент классифицируется тогда среди правшей или левшей по слуху.

Мгновенная память играет большую роль в этом деле, разумеется (Hardyck, 1978), и это то, что меня заставило предлагать менее суровый тест, но более глобальный (Auriol, 1980). Мы записали, таким образом, простой и мало известный текст на одной звуковой дорожке, и другой текст, вырезанный из того же фрагмента, но различный, в другой дорожке. Уровни записи идентичны, диктор один и тот же, тест длится десять минут. Пациент должен, услышав эти две записи, одну правым ухом, другую левым ухом, с помощью наушниками стерео, рассказать эти две речи по возможности, или, по крайней мере, одну из них. Если он рассказывает о речи услышанной левым ухом, будет отмечено (dG), если это будет ту правого уха, то отмечаем (Dg); если он освоил оба (DG), а если он перепутывает все, или произносит бессвязный рассказ (dg). В этом последнем случае, пациент утверждает часто - или вообще видно - что тест был действительно испытание для него... Что касается тех, кто прошел тест успешно, анализ их достижения позволяет их разделить на две категории по возможности: некоторые следили " естественно " за обеими речами одновременно, как они звучали, собирая соответствующие данные в двух параллельных памятях. Другие, но многочисленнее в нашем списке выполняли кое в роде “ time-sharing ” (разделение времени), то есть они слушали один фрагмент, и в то же время сохраняли второй в памяти, затем искали значения этого последнего, сохраняя первой в памяти, и т.д.

Разделение временных фаз " Тime -sharing " в тесте обеих историй

Фаза 1: Анализ значения NVg:

Vg и сохранение в вербальной памяти

V1 = V1 + Vg

Возврат NVg к нулю.

Фаза 2: Сохранение звукового потока G в невербальной памяти: NVd.

Фаза 3: Если тест не закончен,

возвращение к фазе 1.

Сохранение звукового потока D в невербальной памяти: NVd.

Анализ значения NVD: Vd и

сохранение в вербальной памяти

V2 = V2 + Vd

Возврат NVd к нулю

NV: невербальной память - V1: вербальная память1
V2: вербальная память 2 - d: правая сторона - g: левая сторона

Те, у кого функциональное превосходство правой или левой стороны, кажется, " бросают в урну " услышанной речи, о которой не расскажут, а ту которую перескажут, сохраняют в памяти. Их внимание сосредоточено на одной речи и остается без внимания к другой. Это не означает, что они из этой речи ничего не запомнили.

Можно использовать тот же тип теста, но заменяя тексты мелодиями. В общем случае, именно левое ухо следует за мелодиями16 и правое ухо за членораздельной речью.

 16. С другой точки зрения, мы может сопоставлять гармонию (левое ухо) и мелодию (правое ухо). Именно это происходит, когда эти два фактора соревнуются в слушании. Если наши уха соревнуют в восприятии мелодии, то лево способнее у не музыканта. У музыканта, наоборот, правое ухо управляет мелодией. Музыка станет для него языком. Такое явление наблюдается и в азбуке Морзе: левое ухо у неспециалиста, правое ухо у специалиста (см. общую таблицу, стр.127)

Аудиометрическая локализация

Во время проведения теста слушания, можно попросить пациента локализировать источник услышанного звука. С воздушной проводимостью, локализация совершается четко, недвусмысленно в большей части случаев. Есть, однако, пациенты (не глухие), у которых появляются ошибки (из 22 попытки) или больше. Речь идет, вероятно, о важных реляционных затруднениях, которые подлежат глубокому изучению при диалоге в психотерапии. Природа этих сложностей, может быть, связана со значением одной или одних из данных частот.

В костной проводимости, и даже без какого-либо расстройства слуха, ошибки встречаются часто: либо пациент приписывает звук другому уху, либо он его услышал одинаково обеими сторонами. Этот не случайность, так как некоторые не делают никогда ошибки. Для других, можем заметить постепенное исчезновение расстройства в течение достаточно продолжительного слухового лечения.

Латеральные иллюзии

Дётш (1973 г.) описал очень любопытные перцептивные иллюзии, которые ведут к ошибочной локализации звука у большей части людей (рис 24).

Заметили, что правши локализуют высокие звуки направо, в то время как левши разделяются в двух группах: одни реагируют как правши, другие наоборот. Эта иллюзия сможет служить, таким образом, основой для теста в определении некоторых форм леворукости уха.

Генри Юржелл (1985 г.) заметил, что регулировка слуховых протезов, которые улучшают улавливание низкие звуки для левого уха, и острых для правой стороны, намного лучше (удобнее, терпимее, предоставляя лучшее понимание речи), чем обратная регулировка.

Латеральные иллюзии октавы: в этой иллюзии, вся серия звуков, подающих в левое ухо, не опознаются. Пациент, однако, ощущает низкие звуки с левой стороны: это именно те, которые ему подают в действительности в правое ухо.


Латеральные иллюзии полу-гамм: правое ухо ощущает высоких полу-гамм; левое ухо низкие полу-гаммы. В каждом из этих восприятий, одна нота из двух была физически передана в противоположную сторону.

Рис 24. Латеральные иллюзии

 

 

 

Тест латеральных изменений Леппа (Leipp)

Этот показал, что, если подаем резко, при помощи каски с наушниками, чистый звук с одного уха на другое, пациенту кажется, что воспринимаемый звук подан на левое ухо меньше или острее, чем тот подан на правое ухо! При том, даже у музыкантов, это доходит до полутона разницы... Мы протестировали это явление систематически. Возможно, что он не очень связан с другими тестами функционального превосходства, но скорее связанный со тональными аналитическими способностями, что касается данной изученной частоты (не исключая статистические исследования).

Функциональная асимметрия (функциональное превосходство) тональных дискриминаций

Тест на способность тонального анализа может быть осуществлен на обоих ушах, но рекомендуется повторять процедуру для каждого отдельно. Можно обнаружить тогда различия, связаны с упражнениями (показатели способностей, в общем, улучшаются у музыкантов и тренированных лиц, особенно для правого уха) (Auriol, 1988b). Существует ли таким образом некоторая функциональная асимметрия тонального анализа (лучшая на стороне, которая способнее для языка?). Похоже, есть симметричность для способностей спектрального анализа (Risset, 1986).

Функциональная асимметрия временных дискриминаций

Бассу (1983 г.) и Юржелл показали, чтобы существовали различия в способности считать приближенные щелчки (TFT de Leipp) в зависимости от того, что пациент "левша " или "правша ". Тест на функциональной асимметрии Бассу (Bassou) будет скоро доступен (он требует довольно сложное оборудование). Этот тест позволит определить различные чувственные и двигательные функциональные асимметрии, и их связей с поведением (аналитический или обобщенный) обоих полушарий мозга.

Измерение слуховых функциональных асимметрий

Устанавливаем одинаковое значение амплитуды звука на правом и на левом ухе (например, с помощью прибору Linco). Затем, увеличиваем амплитуду левого уха до определенного уровня (GMX) таким способом что, пациент услышал, что свой собственный голос передается слева (Tomatis, 1972); дальше, сокращаем эту величину до (GMN) до того уровня, когда у него появится впечатление, что звук приходит из правой стороны. Таким же образом, действуем, сохраняя величину на левом ухе, но изменяя амплитуду на правом ухе. Можно тогда вычислить индекс функционального превосходства одного уха над другим, основанного на разнице значений: лмк (DMX) и пмк (GMX). Нужно остерегаться, для этого теста, о вероятной разнице порогов между л (OG) и п (OD) (среднее значение порогов в воздушной и костной среде).

Тест замедленного отражения голоса

Нужно попросить пациенту говорить в микрофон, который ему возвращает голос с задержкой одной или десятой доли секунды (Portmann, 1978). Он очень возмущен этим расхождением (вспомните о телевизионной передаче Ги Люкса (Guy Lux) и Леона Зитрона (Léon Zitrone)!). Это неудобство намного больше на ухе наибольше способном для речи, чем на другое. Достаточно таким образом определить эту разницу чтобы определять, если он правша или левша по слуху.

Вальер-Монто и др. (1978 г.) показали, что дети с низкой учебной успеваемостью, в течение одного года или больше, слышали однозначно лучше правым ухом, чем другие. Также, хотя в малейшей степени, однородность предпочтения одной стороны тела между ухом, рукой, глазом и ногой, слабее выражена у детей с низкими способностями.

Говорите со мной иначе!

Мимика и некоторые голосовые особенности дают подумать, что существует два способа выражения. Ива Бартелеми (1984 г.) замечает асимметричное поведение некоторых профессиональных певцов, " тело слегка в профиль и голова постоянно повернута с той же стороны к аудитории ", это порождает (или вызван) чрезмерного и одностороннего напряжения шеи и затылка с низкими голосовыми достижениями. Другой недостаток, это чрезмерное поднятие левого плеча, демонстрируя чрезмерное напряжение эмоционального происхождения, главным образом, со стороны наименее " контролируемой ".

Для Томатиса, когда речь идет о выражениях, управляемых ценностями символизма правого, голос приобретает больше мордента, больше гармоничных, он звонче, лучше ощущаемый и понятнее (несмотря на одинаковую потраченную физическую энергию). Люди, которые выражаются таким способом, заставляют лучше, чтобы его слушали, независимо от интереса, которые вызывают его идеи. Голос на первом плане, не затеняется и не скрывается в носу. Подобный голос – это голос, управляемый правым ухом. Это наблюдение проверено, по крайней мере, что касается обученного, перевоспитанного или профессионального голоса (певцы, актеры, ораторы). На них, Томатис основал свои заключения. Эти выводы не проверенные, или по крайнее мере, не всегда17...

17. Работы Деглина (Deglin) предлагают обратное явление у подавленных субъектов. Я смог доказать (Auriol, 1980 ; Guelouet, 1984), что у большей части людей (нуждающиеся в терапию), левое ухо реагировало больше чем правое на изменения тембра при слушании.

Правое ухо под воздействием звуковой терапии

Томатис (1956 г.) сделал выводы, на основании клинической практики, что он было бы полезно проводить курс реабилитации для многих детей (и взрослых), страдающих дислексией, отстающих в учебных процессах, интровертов, независимо от того что они правши или левши. При этом нужно дать предпочтение правому уху при словесных упражнениях. В качестве примера, Пьер, будучи " тупицей ", был исключен из всех учебных учреждений, государственных или частных, восстанавливает свои способности в результате продолжительного лечения посредством электронного уха, и достигает уровень докторской степени по психологии! Эта практика объясняет его результаты, но укрепляет также экспериментальные или клинические данные, свидетельствующие о большом воздействии превосходства левого уха или левой руки (дихотомический тест речи) у детей со сниженными способностями (Valière-Montaud, 1978; Pipe, 1983). Давид (comm. pers., 1989) думает, что целесообразно действовать иногда в обратном направлении, если выявленные когнитивные потенциалы показывают противоположное функциональное превосходство.

Нам известно, что хорошо структурированное превосходство одной стороны тела над другой появляется поздно, необходимо проявлять осторожность, что касается восстановления слуха у очень маленького ребенка (в возрасте меньше шести или семи лет). Тут, речь идет впрочем, в большей степени о воспитании, чем о восстановлении!..

Исследование Жиллис (Gillis) (1976 г.) сравнивает воздействие с одной стороны на группу детей в возрасте восьми лет, 120 часов восстановления, в течение которого дали предпочтение правое ухо, и с другой стороны группу, где оба уха были стимулированы. Это исследование было проведено согласно строгим экспериментальным условиям (наблюдатели, независимые от воспитателей). Оно показало очень значительное и положительное воздействие восстановления правого уха на способности чтения. Более эффективный результат выявлен у тех пациентов, у которых были предпочтение левого уха при дихотомическом тесте. Это исследование, а также большой успех многочисленных центров, применяющих метод Томатиса или другие формы звуковой психо-фонологии призывают к широкому применению этого слухового развития функциональной асимметрии, которое еще остается неизвестным для много логопедов или врачей.

Для продолжения: (Глава 7) или план книги

© Copyright Bernard AURIOL (email = auriol @ free . fr)

дата последнего обновления

18 ноября 2005 г.

Google
  Web auriol.free.fr   


PsychosoniqueYogathérapiePsychanalyse & PsychothérapieDynamique des groupesEléments Personnels

© Copyright Bernard AURIOL (email : ) 28 ноября 2007